на главную | морские сражения | фотографии | классификатор
| газета "красный офицер" | Видео онлайн |

Хорошо известно, что проект Hood датируется серединой I мировой войны. В ходе войны королевский флот был уверен, что его превосходство в линейных кораблях не подлежит никакому сомнению, но адмиралтейство оставалось озабоченным по поводу возможного превосходства германского флота в линейных крейсерах, которые, имея лучшие характеристики и лучшую тактику, могли иметь превосходство над английскими соединениями независимо от их численного состава. Таким образом, Hood и три его собрата были специально спроектированы как ответ на три немецких линейных крейсера, вооруженных 15- дюймовыми орудиями. Эти немецкие крейсера были заложены в 1915 году, а в следующем году в Германии были заложены еще четыре крейсера улучшенного проекта.
По иронии судьбы Hood начал свое существование как счастливо спасшийся от разборки еще в стапельный период. Немецкие адмиралы пришли к выводу, что Британия намерена состязаться с Германией в строительстве линейных крейсеров и потому решили отказаться от реализации своих новых проектов. Все усилия немецкой кораблестроительной промышленности были сосредоточены на строительстве подводного флота. Узнав об этом, английское адмиралтейство также отменило достройку трех серийных кораблей типа Hood, оставив только головной корабль, который стал единственным вошедшим в строй из большой группы в 11 единиц, намечавшихся к постройке.
Имея 41.200 тонн водоизмещения и длину 860”7" (262,31 м), Нооd в течение долгого времени был самым длинным и самым крупным боевым кораблем мира.
Первоначальный проект Hood был одобрен 7 апреля 1916 года, а
менее чем через два месяца (31
мая) корабль был заложен. Но именно в этот день произошло одно из
крупнейших сражений на море, в котором три британских
линейных крейсера, Indefatigable, Invincible и Queen
Mary, взлетели на воздух в результате попаданий
германских снарядов у берегов Ютландского полуострова. Что-то
неладное творится сегодня с нашими кораблями,-
прокомментировал эти события британский адмирал, качая головой и
осознавая очевидное фиаско. Было приказано немедленно после
сражения провести тщательное расследование причин катастрофы. Комиссия
заключила, что гибель трех линейных крейсеров была
вызвана взрывом пороховых погребов, возникшим скорее из-за слабости
палубного, а не бортового бронирования. Таким образом,
новый проект было решено переделать с учетом сделанных выводов
с проведением мероприятий по
усовершенствованию защиты погребов от проникновения пламени, а не
усиления бронирования. Однако, так как недостатки нового
проекта в свете последних событий были слишком очевидны, а в результате
переделки возникла серьезная задержка со сроками
строительства корабля; было решено внести серьезные коррективы в
первоначальный проект и основательно переделать схему
бронирования. В итоге работы не были закончены до 1 сентября. Изменения,
внесенные в проект, ясно видны из следующей таблицы.
Технические характеристики проектов | ||
Проект |
Первоначальный |
Окончательный |
Дата принятия |
07.04.1915 |
30.08.1917 |
Водоизмещени е, т |
36.300 |
41.200 |
Длина наибольшая, м |
262.13 |
262.13 |
Ширина, м |
31.70 |
31.70 |
Средняя осадка, м |
7.77 |
8.89 |
Скорость, у |
32 |
31 |
Вес брони, т |
10.100 |
13.550 |
% от водоизмещения |
27.8 |
32.8 |
Толщина вертикальной брони, дюймов | ||
нижний пояс |
8 |
12 |
средний пояс |
5 |
7 |
верхний пояс |
3 |
5 |
Толщина горизонтальной брони, дюймов | ||
Общая толщина палуб |
5.375 |
6.375 |
палуба форкастля |
1.250 |
1.625 |
Верхняя палуба (ср.) |
1.000 |
1.250 |
Главная палуба (ср.) |
1.500 |
1.875 |
Нижняя палуба (ср.) |
1.625 |
1.625 |
внутренняя |
31.000 |
22. 500 |
внешняя |
26.200 |
29.500 |
расстояние меж границами |
- 4.800 |
+7.000 |
В дополнение к экстраординарной броне в новом проекте было еще одно значительное нововведение: вне защищенной зоны от ее внешнего края Hood вряд ли был хорошо защищен от немецких 380 мм снарядов. Несмотря на добавление 3450 тонн дополнительной брони Hood, тем не менее, остался в значительной степени уязвим для снарядов с дальних дистанций. Хотя позднее были намечены планы дальнейшей модернизации системы бронирования Hood, они так и не были претворены в жизнь.
Позднее, в 1940 году, Jane”s Fighting Ship отмечал, что принципиальная схема бронирования могла бы быть и лучше. Однако в то время в адмиралтействе считали систему бронирования Hood весьма близкой к идеальной. На испытаниях в 1920 году, проведенных на отсеках, специально для этого построенных и изображающих часть корпуса в натуральную величину, было отмечено, что его погреба подвергаются опасности быть взорванными в результате попадания 15-дюймовых снарядов, которые могли пробить 7" пояс. В архиве хранятся несколько диаграмм, составленных по результатам этих испытаний, в том числе и пророческие, показывающие, каким образом 15-дюймовый снаряд мог попасть в погреб и как наложением дополнительной 3" брони на палубу можно было предотвратить потенциальную катастрофу.
Сражение 24 мая 1941 года
Последний поход Hood начался в четверг 22 мая 1941 года в 00.50, когда он прошел через пролив Гокса-Гейт в Скапа-Флоу вместе с линейным кораблем Prince of Wales и 6 эсминцами. Некоторое время спустя было получено известие, что группа должна направиться в Хваль-фиорд в Исландии для противодействия попыткам линейного корабля Bismarck атаковать конвой. По мере развития ситуации группа лишилась эсминцев Antony и Antelope, которые отделились от отряда в 14.00 23 мая.
Экипаж Hood действовал отлично, не хуже, чем в 1939 году. 23 мая крейсер развил полный ход, а в 20.02 крейсер Suffolk известил соединение, что противник в составе линейного корабля и тяжелого крейсера движется курсом 240° в 560 км почти прямо на север от курса соединения. 38 минутами позднее сообщение о контакте с немцами послал также крейсер Norfolk. В 20.45 командующий соединением адмирал Холланд (Holland) приказал увеличить скорость с 26 до 27 узлов, и в 20.54 Hood достиг требуемого хода. 11 минутами позднее ВС 1 просигналил эсминцам: Если вы не способны поддерживать эту скорость, я сделаю это без вас. Вы должны следовать за мной на пределе своих возможностей. Не в силах превзойти своих больших собратьев, эсминцы старались не отставать.
В бортовом журнале Prince of Wales от субботы 24 мая, последнего рассвета Hood, отмечено следующее:
Погода в 00.01: северный ветер силой 4/5; видимость умеренная. Море и волнение 3-4; получено сообщение, что противник в 120 милях (примерно 224 км) 010° от соединения, приблизительный курс противника 200°. Скорость уменьшена до 25 узлов в 00.08, курс изменен после подъема синего поднятого до 340° в 00.12 и до 000° в 00.17. В 00.15 корабль приведен в готовность номер 1, проведены последние приготовления к бою и поднят боевой флаг. Ожидается, что первый контакт с неприятелем состоится вскоре после 01.40. Из-за малой видимости и снежного шквала крейсера потеряли контакт с неприятелем.
В 00.31 ВС 1 просигналил: Если неприятель не в поле зрения, в 02.10 я намерен изменить курс до 180° и буду придерживаться его до тех пор, пока крейсера не обнаружат противника. В 00.32 последовал приказ относительно плана сражения: Оба линейных корабля наносят удар по линкору Bismarck; Norfolk и Suffolk атакуют крейсер типа Prinz Eugen .
Английские моряки заняли боевые посты в 00.15. Видимость быстро ухудшалась, особенно в течение следуюцего получаса. В 02.03 Hood и Prince of Wales повернули на 200° и, вероятно, намереваясь расширить район поиска, отправили 4 эскортирующих их эсминца в другом направлении. С нынешней точки зрения это решение надо признать неудачным, так как эсминцы могли бы несколько улучшить положение английской эскадры на рассвете. Волнение на море было небольшим, и Холланд разрешил команде отдыхать на боевых постах, но атмосфера на британских кораблях была настолько напряженной, что вряд ли кто-нибудь сумел заснуть. Скорость была увеличена с 26 узлов в 02.14 до 27 узлов в 02.22. Видимость в этот момент составляла более 9000 м. В 02.56 Suffolk вступил в контакт с Bismarck, обнаружив противника на дистанции около 28.000 м к северо-западу от английского соединения. Курс был изменен с 220° в 03.21 до 240° в 03.42. В 03.53 скорость была увеличена до 28 узлов. Bismarck в 04.00 находился в 27.000 м к северо-западу. Видимость продолжала улучшаться и около 04.30 составила около 22.000 м.
Hood и Prince of Wales возобновили готовность номер 1 в 05.10. После долгого ожидания горизонт стал более отчетливым и в 05.35 Bismarck и Prinz Eugen были обнаружены идущими курсом 240° на КУ 335° на дистанции около 38.000 м. Hood и его сотоварищ изменили курс на 40° в 05.37 и еще на 20° в 05.49, придя на курс 300°. Prince of Wales занял место в 4 кабельтовых на КУ 135° от флагмана, находясь, таким образом, по правому борту .
По всей видимости, в результате заблуждения или из-за следования недостаточно продуманной инструкции Hood и Prince of Wales быстро сокращали дистанцию и в итоге лишились первоначального тактического преимущества, которое имелось бы при условии сохранения ими первоначального курса. В итоге немцы сумели даже вырваться несколько вперед. Перехитрив, таким образом, самих себя, британские корабли оказались в положении догоняющих вместо того, чтобы обрезать курс немцам. Завершение догоняющего маневра требовало от Hood и Prince of Wales следовать по непрерывно изгибающемуся курсу, стараясь выйти на курс параллельный немцам для облегчения маневрирования и стремясь ввести в бой всю мощь своей артиллерии. Холланд приказал изогнуть серию прямых участков курса для того, чтобы появилась возможность ввести в бой кормовые башни. Однако это было решение, далекое от совершенства. На прямом курсе англичане могли часто изменять направление своего движения, тем самым мешая немцам пристреляться. Скорость изменения направления движения была бы небольшой и возникающая опасность от немецкой артиллерии могла бы быть компенсирована изменением дистанции.
Дословная запись из бортового журнала Prince of Wales говорит следующее :
На подходе Hood поднял GIС, который последовал за GOBI как раз в момент перед открытием огня в 05.52. Дистанция приблизительно 25.000 ярдов. Prince of Wales открыл огонь в 05.53. Сразу после него Bismarck открыл ответный огонь по Hood. Второй и третий залпы дали накрытие, и на Hood вспыхнул пожар на левом борту рядом с кормовой 4" зенитной установкой. Меньший корабль вел огонь по Prince of Wales. Залпы Prins of Wales ложились с перелетами. Шестой дал вилку. В это время Prince of Wales стрелял пятью 14" орудиями. На Hood, вероятно, произошли неполадки с башней Y. Пламя поднялось на высоту грот-мачты. В 05.55 после поднятия двух синих вымпелов, означавших требованне измененить курс влево на 20°, у Prince of Wales появилась возможность вывести корабль в позицию открытого угла А). Prince of Wales дал 9 залпов. Hood продолжал держать поднятыми два синих вымпела, когда после пяти залпов Bismarck между грот-мачтой и кормовой палубой Hood произошел взрыв огромной силы. Это произошло около 06.00 ). И через 3-4 минуты Hood затонул. Hood успел сделать пять или шесть залпов, но попаданий отмечено не было так как, вероятно, они совпали по времени с огнем орудий Prince of Wales.
Во время взрыва и несколько позднее погибло и утонуло 1415 матросов и офицеров Hood.
Сотни глаз наблюдали за последними минутами жизни Hood. Немецкие наблюдатели прильнули к окулярам перископов и прицелов на борту Bismarck и Prinz Eugen. Англичане наблюдали за развитием событий с бортов крейсеров за много миль от места встречи. Рулевой и командир Prince of Wales наблюдали за этим из рубки вместе с флагманским сигнальщиком. Более важно то, что многочисленные расчеты боевых постов и левого неподбойного борта Prince of Wales на небольшом расстоянии наблюдали за этой гигантской трагедией. Здесь приведены некоторые наиболее примечательные свидетельства очевидцев последнего боя Hood.
Bismarck все время стрелял 4-орудийными залпами. Его первый залп лег впереди у правого борта Ноod. На мостике Hood мичман Дандас (Dundas) отметил падение немецких снарядов по правому борту. Петти-офицер Блокли (Blockley), находившийся на ПУО (левая нога-подпора фок-мачты) Prince of Wales, также отметил их падение перед Hood и заметил точность попадания по дистанции. В это же время на борту Bismarck Бурхард фон Мюленгейм-Рехберг (Burkhard von Mullinheim-Rechberg), находившийся в кормовом ПУО, услышал от корветтен-капитана Адальберта Шнайдера (Adalbert Schneider), следившего за падением снарядов Bismarck, что тот произнес недолет. Наблюдатели на борту Prince of Wales видели, как Hood прошел прямо через поднявшиеся фонтаны на месте падения немецких снарядов. Шнайдер, приказав перенести огонь на 400 м с целью сделать вилку, повторил залп с задержкой, а затем повторил ближний залп. Вилка оказалась выполненной. Суб-лейтенант Джон Уомерсли (John Womersley), начальник Блекли, находившийся вместе с ним в одном ПУО, отметил, что залп с задержкой, выполненный Bismarck лег ...на левой четверти Hood с перелетом около 200 ярдов после чего, по его свидетельству, на шлюпочной палубе появилось пламя. Любопытно, что причиной этого пламени вряд ли могли быть попадания с Bismarck. Достаточно уверенно можно сказать, что причиной стало попадание с Prinz Eugen, который также вел стрельбу по головному британскому кораблю. Подобно многим другим британским очевидцам, Уомерсли был введен в заблуждение одновременным падением снарядов с Bismarck и Prinz Eugen. С мостика германского крейсера его командир в бинокль наблюдал вместе с германским журналистом корветтен-капитаном Бушем (Busch) как второй залп Prinz Eugen накрыл цель и услышал подтверждение этого от артиллерийского офицера корветтен-капитана Яспера (Jasper). Через 2 минуты после открытия огня снаряды с Prinz Eugen пролили первую кровь.
Впечатления свидетелей относительно попадания, которое вызвало пламя,
сходятся. Находившийся на левом борту в районе адмиральской каюты на
шелтер-деке петти-офицер Лоуренс Саттон (Lawrens Sutton)
отметил, что ...залп с Prinz Eugen угодил примерно в
середину Hood; кроме того, был также и недолет, это
были снаряды меньшего калибра, чем в предыдущих двух залпах .
Второй залп с Bismarck ...кажется дал
перелет,- заявил он,- и в это время пламя возникло как раз
перед грот-мачтой. Сначала появились клубы черного
дыма, которые затем стали серыми.... Штурманский офицер Prince
of Wales лейтенант-коммандер Ровелл (Rowell)
видел три всплеска и четыре попадания. Позднее он указал более точно
места попаданий снарядов на плане корабля
рядом со спаренной кормовой установкой 4" орудий по левому
борту около 275 шпангоута . Чиф-петти-
офицер Уильям Макридж (William Mocridge), который испытывал 4" установку
в 1940 году, обучал ее расчеты и следил за
исправностью, видел языки пламени, вырвавшиеся наружу и пришел к выводу,
что это означало воспламенение боеприпасов к этим
орудиям, хранившихся в легкодоступном месте в ящиках, многие из которых
были распределены поблизости. Он заявил: Я
видел очень яркую вспышку. Она была настолько яркой, что походила на
вспышку магния. Хотя Макридж затем перевел свой
перископ вперед и упустил момент фатального взрыва, он отметил, что если
бы пламя вырвалось 10 секундами позднее, то он успел
бы развернуть свой перископ.
Пламя на шлюпочной палубе продолжало развиваться и во время попадания, которое уничтожило Hood. Оно, по всей видимости, не проникло слишком глубоко внутрь корабля, так как машинные отделения Hood остались неповрежденными. Это следует из того, что он до последнего момента сохранял начальную скорость. Это было, по всей видимости, пламя, которое не могло погубить корабль. Сержант королевской морской пехоты Теренс Чарльз Брукс (Terence Charles Brooks), наблюдавший через свой перископ башни Р.1 на Prince of Wales, отметил:
Второй залп Bismarck упал следующим образом: два снаряда по правому борту, один угодил в палубу рядом с 4" орудием. Последний снаряд я не видел. Сразу же после этого на орудийной палубе 4" установки в корме по правому борту возникла огромная вспышка пламени. Перед этим я заметил, что расчеты 4" орудий собрались у поручней, ведущих вниз на правом борту Hood. После этого от попадания снаряда возникла огромная вспышка пламени высотой до топа грот-мачты и никого из расчетов 4" орудий я больше не видел... .
Матрос Леонард Бурчелл (Leonard Burchell), находившийся в составе расчета Pom-Pom на башне Р.1, тем не менее отметил, что он видел матросов на шлюпочной палубе, которым оставалось жить лишь несколько минут. Они пытались тушить разрастающееся пламя из пожарных шлангов . Лейтенант-коммандер Сесил Лоусон (Cecil Lawson), который наблюдал за происходящим через перископ с борта Prince of Wales из башни А, находившейся в развернутом положении сказал: Более всего ... поражало то, что из надстройки на шлюпочной палубе по всей ее длине извергались огромные клубы дыма .
Старший матрос Губерт Факрел (Hubert Fackrwell), переговаривавшийся с Hood посредством сигнального прожектора, видел, что огонь с яркими вспышками голубого цвета и мне показалось тогда, что это воспламенился кордит. Языки его были очень длинные и сильные .
Петти-офицер Сирил Коатс (Ciril Coats) был поражен градом искр на шлюпочной палубе, появившихся несколько дальше в корму от последней дымовой трубы и клубами дыма и пламени возле кормовой надстройки перед башнями. Также он показал, что двери надстройки открылись и выпустили пар и маслянистые клубы дыма и пламени, которые распространились дальше в корму .
Матрос Джон Бойл (John Boyl), наблюдавший через перископ башни Р.2, сказал, что огонь озарил все на кормовой надстройке и пламя поднялось по обе стороны .
Матрос-артиллерист Вальтер Маршалл (Walter Marshall), находившийся в составе расчета одного из Pom-Pom, отметил, что пламя появилось там, где, как мне кажется, находилась шахта вентиляции, то есть где-то в районе левого борта шлюпочной палубы, между грот-мачтой и башней Х .
На
борту Hood матрос-артиллерист Роберт Тилбурн находился, возможно,
на самом удачном месте на
левом борту шлюпочной палубы, как раз перед носовой 4" установкой прямо
на траверзе носовой трубы. Он видел взрыв снаряда,
первого, который произошел на краю левого борта непосредственно у
кормовой 4" установки. Он услышал, что стоявший рядом
матрос сказал: Это попадание нам.... По его мнению, снаряд был
малого калибра; палуба в этом месте была толстой, хотя
по его мнению большой снаряд мог пройти ее насквозь . На
комиссии ему задали вопрос: Можете ли вы
ответить, который из двух этих снарядов пробил палубу, а который нет?
Дать точный ответ на этот вопрос он не смог, но
был уверен, что вспышка пламени после взрыва произошла по вине
воспламенения кордита. Однако он не мог точно сказать, который
из двух снарядов поджег нефть для катеров. Два или три десятка
галлонов в бочках и большая бочка на слипе. По
его мнению, пламя распространилось несколько дальше в нос из-за
воспламенения нефти. Был отдан приказ немедленно потушить это
пламя, но почти тотчас этот приказ был отменен, поскольку взорвались
боеприпасы. Взрыв был небольшой силы, подобно
китайской хлопушке, и не мог оказаться причиной огня,
распространившегося дальше. Ему был задан вопрос:
Была ли крышка подачной трубы для 4" орудий на уровне кормовой
трубы открыта или закрыта?, на что последовал
ответ: Она была закрыта. Я спросил об этом офицера и он приказал
мне закрыть ее.
Матрос сигнальщик Альберт Бриггс (Albert Briggs) находился в момент боя на компасной палубе Hood и слово в слово передал содержание разговоров, которые велись здесь . Когда первый снаряд угодил в корабль, артиллерийский офицер соединения сказал: Он попал в шлюпочную палубу и воспламенил снаряды в ящиках для универсальной артиллерии. Адмирал после этого приказал: Покинуть ее, пока боеприпасы не взорвались . После этого по показаниям сигнальщика был потерян контакт с постами на топе фок-мачты. Хотя он фактически не видел попадания, Бриггс заявил, что по его мнению оно было скорее всего по правому борту: ...Потому что мы все повалились на правый борт.
Находившийся на верхнем мостике мичман Дандас показал, что торпедный офицер, который находился на правом крыле мостика, отрапортовал, что на правом борту шлюпочной палубы возникло кордитное пламя .
10 милями позади контр-адмирал Уэйк-Уолкер (Riar Admiral Wake-Walker) с борта крейсера Norfolk видел, как на Hood пламя ...распространилось вперед и его протяженность стала больше, чем высота. Затем пламя упало и быстро исчезло. После того, как оно упало,- говорил он,- я увидел, что огонь появился возле кормовых башен и мне показалось, что туда угодил снаряд. Другие наблюдатели, находившиеся вокруг, повторили примерно то же самое.
Сразу за этим Hood взорвался.
На борту Prince of Wales кэптен Лич (Leach) почувствовал беспокойство. Он увидел, как залп лег перекрестно в районе грот-мачты. В этом залпе было, по-моему, два малых и один большой снаряд, но могло также быть и несколько падений на противоположном борту. Но у меня сложилось впечатление, что падение пришлось в борт Hood прямо за грот-мачтой и ближе к правому борту... Поначалу я удивился, что результат попадания незаметен, но через 1-2 секунды я отметил, что эффект все-таки есть; и он был слишком большим, особенно если учесть место, куда попал снаряд... . Командор Джордж Уильям Ровелл, также бывший на мостике Prince of Wales пришел к мысли, что в этом, последнем для Hood залпе, в него угодили не один, а два снаряда. В этом он не смог прийти к единому мнению с Личем.
Большинство наблюдателей были единодушны в том, что этот взрыв сразу внушил опасения. Он временно ослепил сержанта морской пехоты Брукса, наблюдавшего через перископ. На борту Prince of Wales сигнальщик Алан Катлер (Alan Cutler) показал, что и он и другие, находившиеся на сигнальной палубе, укрылись, ожидая падения осколков на корабль, что, впрочем, оказалось ненужной предосторожностью, поскольку ничего на борт не упало .
Других этот взрыв не испугал. Для лейтенанта Питера Слейда (Peter Slade) и матроса Ричарда Скотта (Richard Scott), которые находились на катапультной палубе и готовили к полету самолет, взрыв был бесшумным и выглядел как красное зарево, отразившееся от переборок . Многим другим показалось тоже самое. Почти каждый согласился с тем, что взрыв был бесшумным или по меньшей мере достаточно тихим, так что он был заглушен ревом артиллерии и шумом корабельных механизмов Prince of Wales.
Эсмонд Найт (Esmond Knight), находившийся на верхнем мостике Prince of Wales на ПУЗО, наблюдал за происходящим в течение нескольких следующих минут боя и позднее вспоминал: ...Я помню взрыв и то, что он показался мне большим и ужасным, но не помню, слышал ли я звук взрыва .
Дэвид Уилсон Бойд (David Wilson Boyd) с Prince of Wales показал, что Hood взорвался с большим грохотом, чем звук при попадании снаряда. Другие описывали взрыв как глубокий, неясный рев; шум, подобный тому, какой бывает, если потрясти большую спичечную коробку или похожий на тот, который бывает при открывании бутылки. Парусный мастер 2 класса Перси Купер (Percy Cooper), находившийся в составе расчета носовой зенитной установки по левому борту Prince of Wales вспоминал звуки стрельбы Hood, но не слышал ни звука и не ощутил ударной волны .
Горас Джаррет (Horace Jarret), заводской инженер, который находился на борту не закончившего испытаний Prince of Wales в машинном отделении В, также не ощутил ничего примечательного. Позднее он говорил на комиссии, что сейчас, по прошествии некоторого времени, я могу сказать, что никакого эффекта от взрыва я не почувствовал .
Для матроса 1 статьи Тилбурна, который находился на борту Hood, взрыв был невероятно безвредным. На вопрос следователя: Почуствовали ли вы что-либо существенное для себя от взрыва ?; он ответил: Нет, сэр. Шум был, прямо как во время стрельбы орудий, и... была мертвая тишина после взрыва. На вопрос, как он уцелел в воде, Тилбурн ответил, что он уцепился за длинную стальную трубу, запаянную с обоих концов... длиной примерно 15 футов и диаметром 1 фут, которая плавала рядом с ним. Эта труба была, по всей видимости, из системы бортовой защиты корабля. На вопрос судьи: Могли бы вы описать цвет этих труб?; он ответил: Бурый.
Стоявший на мостике Нооd сигнальщик Бриггс вспоминал, что взрыв не был ужасающим, но офицер в этот момент сказал адмиралу, что компас вышел из строя, и адмирал приказал ему перейти в кормовую рубку по верхней палубе. Hood в этот момент ...накренился на правый борт на 6-7°, и сразу же после этого адмирал сказал, что корабль слишком быстро начинает кренится на левый борт. Я упал лицом вниз, а другие разлетелись в разные стороны,- свидетельствовал он.
Только Бриггс, Дандас и Тилбурн спаслись из экипажа в 1418 человек.
На борту Prince of Wales кэптен Лич отметил, что ему взрыв показался очень сильным, направленным вверх столбом пламени в виде трубы и почти мгновенно после этого корабль был окутан дымом от носа до кормы. Для Ровелла взрыв был похож на вертикальный язык пламени... Я мог бы сказать яйцеобразной формы. Старший матрос Уинстон Литтлвуд (Winston Littlwood), находившийся в посту артиллерийского директора левого борта крейсера Suffolk видел, как огромный оранжевый столб пламени поднялся в небо и заклубился черный дым. Пламя было похоже на узкий столб, поднявшийся очень высоко... Когда он поднялся до верхушек мачт, то расползся в стороны,- вспоминал Литтлвуд. Он же отметил, что взрыв искрился яркими звездами, похожими на те, что появляются при работе в кузнице. Петти-офицер Лоуренс Саттон сказал, что мое внимание привлекла узкая колонна пламени, внезапно вырвавшаяся наружу и быстро исчезнувшая в воздухе позади грот-мачты и перед башней Х. Затем огромное пламя вспыхнуло в воздухе в районе башни Y и... ужасный грохот... смешался с грохотом залпа башни Y.
Теренс Брукс видел результаты фатального залпа через перископ установки Р.1 линкора Prince of Wales. Мне показалось, что один снаряд угодил в корабль за кормовой трубой и один попал, как мне кажется, в барбет башни Х. Огромная вспышка ослепила меня на некоторое время... Когда я снова прильнул к периcкопу, я увидел клубы дыма черного цвета, из которых торчали задранные вверх стволы 15" орудий, что могло быть, если была бы разрушена крыша башни .
Уильям Вестлейк (William Westlake) видел струи дыма, появившиеся в 5 или 6 местах прямо перед взрывом.
Петти-офицер Фридерик Альберт Френч (Albert French) отметил в начале взрыва как внезапно вздулась шлюпочная палуба между кормовой трубой и грот-мачтой... Шлюпочная палуба, как мне показалось, взлетела в середине в воздух, и, как я определил, кордитный дым появился со стороны кормы корабля и вышел на одну линию с задней дымовой трубой. Это выглядело подобно тулье фуражки, внезапно подброшенной снизу вверх.
Последовал ужасный взрыв. Корма Hood просто перестала существовать, ее борта встали на дыбы, подобно шпилю гигантской церкви, как отметили германские наблюдатели и через 3 минуты корабль исчез.
События после взрыва
Известия о гибели Hood адмиралтейство получило в 9 часов утра 24 мая в форме следующего короткого сообщения:
British naval forces intercepted early this morning off the
coast off
Greenland German naval forces including
battleship Bismarck.
The enemy were attacked and during the ensuing
action HMS Hood (Captain R. Kerr, CBE, RN)
wearing the flag of Vice-Admiral L.E. Holland, CBE, receive an unlucky
hit in magazine and blew up.
The
Bismarck has damage and the
pursuite of the enemy continues.
(Британский флот ранним утром сего дня встретился у берегов
Гренландии с германской эскадрой, включавшей
линейный корабль Bismarck.
Неприятель был атакован, и в ходе
последовавшего сражения корабль Его величества
Hood (Кептен Р. Керр, Кавалер Британской Империи; Королевский
Флот) под флагом вице-адмирала Л.Э. Холланда
получил неудачное попадание в погреб и взорвался.
Bismarck
получил повреждения, преследование противника
продолжено).
И в дополнение к последнему горькое предположение:
It is feared there will be few survivors from HMS Hood.
(Есть опасение, что с HMS Hood спаслись очень немногие) .
Тысячи британских моряков и простых граждан вспоминали, что это известие произвело на них потрясающее впечатление, одно из наиболее сильных за всю войну. Некоторые британские офицеры вспоминали, что они расшифровывали радиограмму раз за разом, будучи уверенными в том, что произошла ошибка.
Воскресный номер New-York Times за 25 мая вышла под огромными заголовками:
NAZI BATTLESHIPS BISMARCK SINK THE HOOD IN NORTH ATLANTIC DUEL; BRITISH GIVE CHASE.
(Нацистский линкор Bismarck потопил Hood в дуэли в северной Атлантике. Британцы продолжают преследование.)
Описывая Hood как символ британского флота и образцовый корабль Флота Его Величества, газета назвала итоги боя величайшей морской победой в войне после сражения в устье Ла-Платы.
Лондонская Times поместила сообщение о произошедшем только в понедельник и на 4-ой странице, под названием Тяжелейший удар, который флот получил в войне, с издательским подзаголовком Цена морского могущества, где итоги сражения были оценены как тяжелое бедствие.
Германские сообщения, которые были примечательны небольшой на этот раз дозой самовосхваления, отмечали только, что Hood был потоплен через 5 минут после начала боя между германской и британской эскадрами и что немецкие корабли не получили повреждений, на которые стоило бы обратить внимание (насколько благоразумным было это утверждении, показало будущее).
Вскоре подошло время
и для обвинений британской прессы. Автор письма в лондонскую Times,
озаглавленного Design of the Hood
no miscalculation the handicap of age (Проект Hood
не до конца продуман - конец эпохи),
отметил, что Hood погиб не в результате удачного попадания, а
потому, что ...он встретился с кораблем,
построенным на 22 года позднее и более современным. Это была не ошибка
британских моряков, а прямая ответственность тех, кто
отвечал за развитие британского флота до 1937 года, за два года до
начала Второй великой войны, это будет более честным по
отношению и к кораблю, и к его храброму экипажу, чем написанное ранее
. Адмиралтейство, до сих пор находившееся в шоке
от произошедшего, использовало это письмо как часть официального отчета.
Ясно, что адмиралтейство ответило на гибель корабля так быстро, как позволили обстоятельства. В письме Сэра Дадли Паунда (Dudley Pound) к контролеру флота (третий морской лорд) и Первому морскому лорду от 28 мая говорилось:
Гибель Hood от внутреннего взрыва после нескольких минут боя на дистанции 23.000 ярдов уничтожила веру в то, что дефекты в конструкции, которые привели к гибели трех линейных крейсеров в Ютландском сражении, были ликвидированы... Сейчас, по истечении 25 лет, мы имеем столкновение одного из наших линейных крейсеров и того, что немцы построили после Ютландского сражения. Hood был уничтожен, и свидетели показывают, что обстоятельства его гибели примерно такие, какие сопровождали гибель Queen Mary, Invincible и Indefatigable, хотя после Ютландского сражения были предприняты меры для того, чтобы не допустить повторения тех печальных событий... В свете этого не могли бы Вы быть так любезны вернуться к документам прошлой войны и еще раз изучить все обстоятельства, которые могут быть связаны с произошедшим с тем, чтобы можно было объяснить гибель всех четырех кораблей, причем исследовать все возможные причины, а не только внутренний взрыв .
Письмо Сэра Дадли привело в движение
первое расследование. 30 мая по этому вопросу была собрана специальная
Комиссия под председательством вице-адмирала Сэра
Джеффри Блейка (Sir Geoffrey Blake) . Результатом ее работы был
двухстраничный рапорт за подписью Гудолла
(S.V. Gooddall), который 2 июня с грифом секретно был отправлен в
Управление кораблестроения, а также Первому
лорду адмиралтейства через 9 дней после гибели крейсера Hood
и через неделю после прибытия
Prince of Wales в Хваль-фиорд .
Рапорт начинался так:
Этот рапорт включает итоги работы комиссии, но нет свидетельств очевидцев, на которых эти итоги основываются. Следовательно, некоторые высказывания комиссии могут находится в противоречии со свидетельствами. Заключение комиссии составлено только на основе полного единогласия всех ее членов.
С некоторыми оговорками рапорт содержал высказывание, что ...15" снаряд, выстреленный с Bismarck с большого расстояния и падавший под большим углом, мог стать гибельным, если он будет удачным, и снаряд имеет достаточную задержку взрывателя; тогда проникновение в кормовые погреба вполне возможно.
Комиссия отметила, что взрыв, произошедший первым в районе гро