Россия Крейсер "Разбойник" ( 1856-1857 г.)
на главную | боевые
походы сражения | фотографии | классификатор
| газета
"красный офицер" | Видео онлайн |
Крымская война 1853-1856 гг., как известно, не ограничивалась районом Черного и Азовского морей. Неприятельские флоты, в составе которых имелось большое число паровых судов, действовали на Балтике, у русских тихоокеанских берегов, в Белом море. В условиях войны Морское ведомство России приступило к созданию парового оборонного флота, развернув на верфях Петербурга экстренную постройку винтовых канонерских лодок и корветов.
В марте 1855 г. главный командир Архангельского порта вице-адмирал С.П. Хрущов, сообщая Морскому министерству о мерах по усилению местной гребной флотилии, предложил построить в Архангельске винтовую канонерскую лодку. Предложение одобрили и в Петербург "...для получения сведений и чертежей, необходимых к изготовлению механизма для таковой лодки", был командирован инженер-механик капитан Говорливый, служивший на Адмиралтейском Ширшемском заводе (близ Архангельска) [1]. Высшее морское начальство намеревалось, тем не менее, построить на Белом море несколько винтовых судов, но для этого требовалось изыскать возможность изготовления паровых механизмов. Ширшемский завод, занятый преимущественно производством различных металлических деталей для нужд судостроения в Архангельске, не мог выполнить такой заказ. Не приходилось рассчитывать и на немногочисленные частные машиностроительные предприятия, перегруженные работами Морского ведомства: только заводы Петербурга выполняли заказы на изготовление механизмов для семи кораблей, двух фрегатов, 14 корветов и 68 канонерских лодок [2]. Летом 1855 г., когда Адмиралтейские Ижорские заводы закончили изготовление шести паровых механизмов для канонерских лодок, глава Морского ведомства великий князь Константин Николаевич приказал начальнику заводов инженер-генералу А.Я. Вильсону представить соображения об изготовлении к марту 1856 г. "шести винтовых паровых механизмов высокого давления в 120 сил каждый", отправке их в Архангельск в разобранном виде "зимним путем" и сборке на месте. Предложения Вильсона были утверждены 31 августа 1855 г. и 2 сентября направлены для исполнения управляющему Кораблестроительным департаментом Морского министерства капитану 1 ранга М.Д. Тебенькову с припиской: "назначение вышеупомянутых механизмов не должно ни под каким видом быть оглашено, а оставаться известным только Вашему Превосходительству" [1]. Это объяснялось тем, что факт постройки винтовых кораблей в Архангельске хотели скрыть от противника.
Общее техническое руководство проектированием судов и их механизмов глава Морского ведомства поручил члену Пароходного комитета, капитану 2 ранга И.А. Шестакову, а чертежи судов разрабатывал корпуса корабельных инженеров поручик А.А. Иващенко.
Уже 9 сентября 1855 г. управляющий Морским министерством Ф.П. Врангель в секретном отношении директору кораблестроительного департамента М.Н. Гринвальду писал "Препровождая чертеж, по коему должны быть построены шесть клиперов в Архангельске, предлагаю Вашему Пр-ву просить начальника Ижорских заводов... принять все нужные меры к скорейшему изготовлению для означенных клиперов механизмов и, сообразно с отзывом... заводов, сделать распоряжение о безотлагательном приступлении к постройке сих клиперов..., так, чтобы можно было принять механизмы и орудия для оных весною" [1]. 12 сентября копии чертежа департамент направил главному командиру Архангельского порта, которому предписывалось немедленно начать постройку клиперов и информировать департамент о наличии при порте необходимых для этого лесах и материалах или потребность в них. Особо отмечалось: "по краткости времени, ...большая часть металлов и вещей… для постройки и вооружения должна быть приготовлена или приобретена с воли в Архангельске, а в высылку из Петербурга назначать уже только самое ограниченное количество" [1].
К постройке клиперов приступили 24 сентября 1855 г. [1]. Через месяц адмирал С.П. Хрущов сообщал: "с получением... теоретического чертежа, для построения здесь шести клиперов, разбивка на плазе сделана, лекала приготовлены, кили и штевни связаны и для наборных членов леса выправлены. Для закладки клиперов в Большом адмиралтействе, на трех некрытых и одном крытом эллинге стапель-блоки положены, а также старые два эллинга в Среднем адмиралтействе исправлены и в них стапель-блоки также на местах; теперь оканчиваются работою спусковые фундаменты, но самую постройку клиперов за неполучением практических чертежей требуется приостановить. Уведомляя об этом Кораблестроительный департамент, прошу поспешить присылкою сюда практических чертежей означенных клиперов или корветов и чертежа вооружения их" [1].
В серединe декабря 1855 г. в Архангельск "к наблюдению для более успешного хода работ" командировали капитана-лейтенанта А.А. Попова, участника обороны Севастополя, впоследствии известного адмирала.
Являясь доверенным лицом главы Морского ведомства, он имел большие полномочия. Главному командиру порта предписывалось "…безотлагательно исполнять все требования флигель-адъютанта Попова по возложенному ныне на него поручению" [1]. Ознакомившись с положением дел, он 1 января 1856 г. подал главному командиру порта докладную записку, в которой предложил ряд усовершенствований в конструкции корпуса, рангоуте и общем расположении клиперов. По предложению Андрея Александровича форсировались работы на одном из них - строившемся в крытом эллинге Большого Адмиралтейства, "дабы естественные ошибки и неудобства по постройке и отделке его можно было устранить на последующих пяти" [1]. С его участием составлялась "дельная книга настоящего вооружения" - документ, регламентирующий номенклатуру и размеры такелажа и других принадлежностей парусного вооружения.
В начале 1856 г. адмирал С.П. Хрущов писал в Кораблестроительный департамент: "шесть винтовых лодок, наименованные "Разбойник", "Опричник", "Стрелок", "Пластун", "Наездник" и "Джигит", 5-го сего января заложены" [1]. В переписке конторы над Архангельским портом и Кораблестроительным департаментом строящиеся суда назывались по-разному: клипера, шхуны, шхунерские клипера. 12 сентября 1855 г. в списки судов флота они были записаны как винтовые лодки. Позднее возник вопрос о том, к какому рангу судов их следует причислить для снабжения по кораблестроительным и другим частям. 9 июня 1956 г. управляющий Морским министерством распорядился строившиеся в Архангельске называть винтовыми клиперами, приравняв их по рангу с корветам (1].
После закладки кораблей стал особенно ощущаться недостаток опытных корабельных инженеров (при старшем корабельном инженере порта полковнике А.Т. Загуляеве состоял лишь один младший инженер, поручик В.П. Василевский). 6 февраля 1856 г. в Архангельск командировали корпуса корабельных инженеров штабс-капитана П.К. Митрофанова, возглавившего постройку клиперов [1].
Параллельно на Адмиралтейских Ижорских заводах шло изготовление механизмов клиперов. 28 октября начальник заводов сообщал Кораблестроительному департаменту: "к делу машин приступлено и много разных частей вчерне уже заготовлено". [1]. Для удобства перевозки каждая машина разбиралась на двадцать частей массой от 330 до 2550 кг, а паровые котлы - на девять массой от 570 до 3000 кг. Суммарная масса одного механизма предварительно оценивалась примерно в 28 т, в действительности она оказалась значительно большей: только масса машины, гребного вала и винта составляла 33,7 т [1]. Кроме механизмов, Ижорские заводы изготовляли камбузы, помпы, иллюминаторы.
В январе 1856 г. находившийся в Петербурге инженер-механик Говорливый подал рапорт, в котором указывал на недостаточность средств Архангельского порта и Ширшемского завода для предстоящей сборки механизмов клиперов предлагал оборудовать при Архангельском адмиралтействе механическую мастерскую. Признав устройство мастерской крайне необходимым, департамент распорядился изготовить для нее на Ширшемском заводе паровую машину, токарные станки и переносные кузнечные горны, поручив капитану Говорливому начать работы немедленно по возвращении его в Архангельск. [1].
По мере изменения военной обстановки в какой-то степени изменялись и взгляды на использование строящихся клиперов, что отражалось на их конструкции. Так замена неподъемных гребных винтов подъемными значительно улучшила ходовые качества под парусами. Чертеж кормы клипера с деревянными рулем и рудерпостом вместо первоначально предполагавшихся железных и с устройством колодца для подъема винта А.А. Попов привез в Архангельск в декабре 1855 г. [1].
В конце января 1856 г. канцелярия Морского министерства довела до сведения Кораблестроительного департамента распоряжение, "чтобы снабжение строющихся при Архангельском порте винтовых лодок, равно как обмундирование команд, которые на оные будут назначаемы, было произведено на одинаковом положении с судами, назначаемыми в кругосветное плавание" [1]. Одновременно Пароходному комитету поручалось изучить возможность установки на клипера более мощных механизмов. Учитывая значительное продвижение работ по механизмам, комитет решил ограничиться установкой на трех клиперах вместо двух паровых котлов трех того же размера. 1 февраля 1856 г. начальник Ижорских заводов получил указание немедленно приступить к изготовлению трех дополнительных котлов с необходимыми переделками в машинах с тем, чтобы все шесть механизмов доставить в Архангельск зимним путем. Однако 15 марта последовало новое распоряжение: доставить механизмы только на два клипера, а на третий - только котлы. Остальные механизмы следовало отправить в Кронштадт водным путем в течение лета 1856 г.
23 мая капитан 2 ранга А.А. Попов доложил Кораблестроительному департаменту: "Одна из машин, предназначенных для строющихся клиперов, отправленная через Вологду, прибыла благополучно в Архангельск и тотчас по выгрузке будет поставлена на клипер "Опричник". Считаю долгом присоединить ходатайство о немедленной присылке мастеровых, которых Колпинский завод обещал выслать в Архангельск на почтовых для сборки и установки машин" [1]. Вскоре доставили механизмы второго клипера и котлы для третьего. Тогда же в Архангельск для комплектования команд клиперов прибыли моряки-черноморцы, участники обороны Севастополя (3].
30 мая сошел на воду первый из клиперов - "Разбойник", служивший образцом для постройки и вооружения пяти остальных. Строил клипер корабельный инженер, поручик В.П. Василевский под наблюдением корабельного инженера штабс-капитана П. К. Митрофанова. 20 июня спустили клипер "Стрелок", а 23 июня - "Джигит" и "Пластун". Строитель этих трех - штабс-капитан П.К. Митрофанов [1]. 5 июля "Разбойник" вышел в море на испытания - двухсуточное плавание выявило его отличительные мореходные качества. Назначенный командующим отрядом клиперов капитан 2 ранга А.А. Попов отмечал: "Между значительным количеством разнородных судов, на которых я имел счастье служить доселе, не было ни одного столь остойчивого на волнении, как клипер "Разбойник"... Несмотря на довольно большую зыбь и соответствующую силе ветра парусность в клипер не попало ни одной брызги; 6,5 и 7 узлов хода в крутой бейдевинд не могли образовать волну или пену перед носом - то и другое выходило от середины судна. Крен не превышал 4 градусов" [1]. 29 июля "Разбойник", "Стрелок", "Пластун" и "Джигит" ушли под парусами в Кронштадт, куда прибыли в начале сентября. На "Джигите" в разобранном виде находились его паровые котлы.
Тем временем на клиперах "Опричник" и "Наездник" шла установка механизмов, а в мастерской адмиралтейства - сборка паровых котлов. 14 июля оба клипера сошли на воду с собранными машинами (строитель "Опричника" - В.П. Василевский, "Наездника" - П.К. Митрофанов). Началась установка паровых котлов, предварительно испытанных водой под давлением 120 фунтов на кв. дюйм (0,84 МПа). Работы велись днем и ночью и завершились к 15 августа. В тот же день произвели первую пробу машины на "Опричнике"; 25 августа оба клипера вышли в море и взяли курс к Соловецким островам. Целью плавания являлось испытание под парами, а также приобретение опыта в управлении паровыми механизмами клиперов. Испытания показали, что машины собраны и действуют правильно, но тяга мала и пар в котлах держится плохо: наибольшая скорость не превышала 4,5 уз. Для усиления тяги решили переделать поддувала топок, а телескопическую дымовую трубу заменить более высокой, заваливающейся [1]. Высказывалось мнение, что котлы маломощны, однако, как вскоре выяснилось, просто не хватало опыта их эксплуатации.
К 12 сентября замеченные неполадки устранили, в конструкцию механизма внесли самые необходимые усовершенствования, сделали устройство для подъема гребного винта. 14 сентября "Опричник" (под брейд-вымпелом командующего отрядом) и "Наездник" вышли в море для следования в Кронштадт. Потеряв на следующий день в густом тумане друг друга, они шли по назначению самостоятельно. Выдержав несколько жестоких осенних штормов, клипера в ноябре достигли Балтийского моря и зазимовали в иностранных портах.
Клипера, пришедшие в Кронштадт под парусами, с окончанием кампании разоружили и на зиму ввели в сухие доки для установки механизмов, доставленных с Ижорских заводов [1]. Собранные Кораблестроительным департаментом отзывы командиров свидетельствовали об отличных качествах клиперов. Вместе с тем отмечалось, что парусное вооружение (по типу трехмачтовой шхуны) для судна такого типа мало, а паруса сшиты плохо. По общему мнению требовалось сохранив на фок-мачте существовавшие паруса, добавить марсель, брамсель и лисели [1]. Зимой 1856/57 г. при участии капитана 1 ранга А.А. Попова был составлен новый чертеж парусности. Значительно позднее, когда А. А. Попов командовал вторым Амурским отрядом, он перевооружил клипер "Опричник", добавив прямые паруса на грот-мачту и укоротив бизань-мачту. Такой тип вооружения, оказавшийся наиболее удачным, приняли для остальных пяти клиперов. Весной 1857 г. "Разбойник", "Стрелок", "Пластун" и "Джигит" вывели из доков; в течение зимы на них велись работы по установке механизмов, в конструкцию которых внесли ряд усовершенствований, подсказанных опытом эксплуатации машин "Опричника" и "Наездника". С открытием навигации в Кронштадт пришли и оба клипера, зимовавшие за границей.
Что же представляли собой эти парусно-паровые военные корабли, которым предстояло идти к далеким тихоокеанским берегам? Однопалубные и низкобортные (высота надводного борта на миделе до верхней палубы около 0,91 м), они имели длину 47,4, ширину 8,5 м, водоизмещение по чертежу при среднем углублении 3,6 м составляло 615 т. Для обеспечения продольной прочности узкого и острого корпуса в его конструкцию вводились диагональные связи (ридерсы и раскосины) и продольные связные поясья. В целях предотвращения обрастания и защиты от древоточцев подводная часть до бархоута обшивалась листовой медью, положенной на просмоленную бумагу. Клипер имел паровую машину "в 150 нарицательных сил" [1], сведений об индикаторной мощности механизмов клиперов обнаружить не удалось, косвенно можно предположить, что она составляла примерно 300 л. с.
Двухцилиндровая, горизонтальная, высокого давления, простого расширения паровая машина без охлаждения с выпуском пуском отработавшего пара в дымовую трубу работала по принципу локомотивной. Гребной винт - двухлопастный, подъемный. Цилиндрические, огнетрубные, однотопочные, пролетного типа котлы имели наибольшее рабочее давление пара 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа). На "Разбойнике", "Стрелке", "Пластуне" стояло по три котла (запас угля около 57 тонн), на "Джигите", "Опричнике" и "Наезднике" - по два (запас угля примерно 95 т). Соответственная дальность плавания под парами оценивалась Пароходным комитетом около 700 миль при 10-узловой скорости (для клиперов с тремя котлами) и примерно 1730 миль при 9-узловой (для клиперов с 2 котлами) [1]. Артиллерийское вооружение состояло из 60 фунтовой гладкоствольной пушки на поворотной платформе (что позволяло орудию действовать на оба борта) и двух 24 фунтовых пушко-карронад на колесных бортовых станках (зарядов полагалось соответственно 200 и 150). Экипаж составляли девять офицеров и 92 "нижних чина" - унтер-офицеры, матросы, кочегары, машинисты и т. д. [3].
Все шесть клиперов совершили дальние плавания. 19 сентября 1857 г. из Кронштадта на Тихий океан ушли в составе первого Амурского отряда "Стрелок", "Пластун" и "Джигит". В июле 1858 г. к дальневосточным рубежам России отправился второй Амурский отряд (командир капитан 1 ранга А.А. Попов), в состав которого входил клипер "Опричник". На следующий год ушли "Разбойник" и "Наездник", следовавшие каждый самостоятельно. В дальних плаваниях подтвердились первоначальные мнения об их мореходных качествах. Начальник первого Амурского отряда капитан 1 ранга Д.И. Кузнецов отмечал: "Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов... Образование носовых линий превосходное, корветы и клиперы свободно разрезают воду, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнение всходят легко. "Джигит", имея два паровых котла, никогда не уступал в ходу прочим судам отряда с тремя котлами, между тем топлива брал на семь дней, когда прочие клиперы имеют его не более чем на четыре или пять дней. При 24 фунтах пара ход был шесть узлов, а при 45 доходил до восьми-девяти" [3]. Большая часть перехода осуществлялась под парусами. Так, у "Джигита" в 321-суточном плавании от Кронштадта до залива де Кастри из 190 ходовых суток лишь 15 суток 9 час приходилось на долю машины работавшей преимущественно в штиль и маловетрие [3].
Служба клиперов на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, их экипажи внесли большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Их названия увековечены на картах русских берегов Японского моря [4]. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабли отправились в обратный путь, но не все возвратились в Кронштадт. 18 августа 1860 г. в Балтийском море у о. Готланд погиб от взрыва крюйт-камеры "Пластун", унеся с собой жизни двух третей экипажа. Вышедший 28 ноября 1861 г Батавии (ныне Джакарта) "Опричник" пропал без вести в Индийском океане. По наиболее достоверной версии он погиб в ночь на 26 декабря, попав в центр жесточайшего урагана [3]. Этому клиперу и его экипажу в Кронштадте сооружен памятник. Возвратившиеся корабли предполагалось тимберовать [5]. Однако это намерение не осуществилось, по-видимому из-за финансовых затруднений и развертывания броненосного судостроения. 16 июля 1866 г. приказом по Морскому министерству "Наездник", "Разбойник", "Джигит" и "Стрелок" были отчислены к Кронштадтскому порту" [3]. В январе 1867 г. из списка судов флота исключили клипер "Разбойник". 2 июля 1869 г. во время маневров броненосной эскадры на Транзундском рейде буксируемой миной подорвали корпус "Наездника", а корпус "Джигита" превратили в мишень для броненосцев [3]. Последний из клиперов - "Стрелок" продолжительное время использовался в качестве блокшива. Из списков судов флота его исключили 4 ноября 1878 г., а затем разобрали.
В заключение следует сказать, что шесть парусно-паровых судов, часто называемых "архангельскими клиперами", положили начало классу военных кораблей, существовавшему в русском флоте до 1892 г. Их названия носили последние корабли этого класса - клипера четвертого поколения.