на главную | морские
сражения | фотографии | классификатор
| газета
"красный офицер" | Видео онлайн |
Первый французский проект, разработанный после Первой мировой войны, считающийся удачным и мореходным. Первая послевоенная кораблестроительная программа была составлена в июне 1919 г., и имела в виду прежде всего Италию, однако число легких крейсеров, которые намеревались построить, не было определено. Когда же окончательно отменили достройку пяти линкоров типа «Нормандия», среди кораблей, предназначенных для их замены, были и шесть 5000-тонных крейсеров. К концу 1919 г. проект этих крейсеров был полностью готов. В различных вариантах они должны были иметь 8 138,6-мм (5,45”) пушек в двухорудийных башнях, скорость 30 узлов, для чего устанавливалась двухвальная энергетическая установка, работающая на нефти. Водоизмещение составляло 5270 т. Защита была минимальной и, по сути, отсутствовала. Данный проект в 1920 г. был одобрен министром финансов, несмотря на обоснованную критику со стороны флота, считающего этот проект исходящим еще от отвергнутого в рамках Закона о флоте 1912 г. проекта. Однако сомнения оставались, и в феврале 1920 г. начальник Генерального Штаба отверг проект, после чего обсуждение началось вновь. Водоизмещение и скорость пошли по восходящей, в то время как несколько трофейных немецких крейсеров были введены в строй, что позволило исследовать новейший иностранный опыт в этой области. Стало очевидно, что французский проект был действительно слабым, особенно это касалось его главного вооружения. После длительных обсуждений был принят 155-мм калибр, базировавшийся на армейской артсистеме — это облегчало снабжение боеприпасами и вело к унификации артиллерии на флоте и в армии.
К концу 1920 г., получив копии чертежей американского крейсера «Омаха», французы создали четыре варианта проекта, имевшие на вооружении 8 155-мм орудий, 4 75-мм зенитки, 12 торпедных аппаратов, корпус которых имел в основе американский прототип, но отличался мощностью ЭУ и защитой. Проект «С», имевший водоизмещение 7890 т, скорость 34 узла при практически отсутствовавшей защите в апреле 1921 г. был принят для разработки детального проекта.
Он теперь назывался 8000-тонным крейсером. Защита была фактически нулевой, имелись только 30-мм противоосколочные щиты к орудийным установкам. Корпус разделялся на отсеки 16 водонепроницаемыми переборками, имел двойное дно и двойную обшивку борта в районе машинно-котельных отделений. Внутреннее разделение было весьма продуманным и обширным, хотя и указывалось недостаточное продольное разделение котельных отделений. Можно утверждать, что этот корабль был просто увеличенным в размерах лидером. В энергетической установке использовались турбины с одноступенчатым редуктором и полностью нефтяное отопление. На испытаниях (6-часовые в полном грузу) корабли показали мощность 116235 л. с. («Дюгэ-Труэн»), 115100 л.с. («Ламотт-Пике») и 116849 л.с. («Примоге»), развив скорость, соответственно, 33,6, 33,04 и 33,06 узл. В то же время они показали неплохую экономичность и способность поддерживать скорость 30 узлов на протяжении более 12 часов.
Для крейсеров этого типа был принят калибр, уже использовавшийся французской армией, а именно 155-мм (6,1”) орудие, которое имело скорострельность 4 выстрела в минуту. Вес снаряда составлял 56,5 кг. Максимальный угол возвышения достигал 36 (по другим данным — 40) градусов, дальнобойность составляла 21600 м. В огневой производительности это орудие превосходило старое 194-мм (7,6”). 155-мм пушки модели М1920 имели винтовой затвор и двойной заряд для 56,5-кг снаряда. Каждое орудие находилось в отдельной люльке и имело гидравлические приводы наведения. Эти орудия использовались только на данном типе крейсеров, учебном крейсере «Жанна д’Арк» и в одноорудийных установках на авианосце «Беарн». Башни были газонепроницаемыми, с принудительной вентиляцией. 75-миллиметровки модели М1922 стреляли унитарными патронами (вес12 кг), собственно снаряд весил 5,9 кг. Четыре трехтрубных торпедных аппарата с полным оборудованием для перезарядки были изначально включены в проект. Всего крейсера имели по 24 торпеды, из которых 12 хранились в погребах.
Строительство трех единиц было одобрено 18 апреля 1922 г., однако были приложены значительные усилия против различных «улучшений» проекта. Эти незапланированные изменения были успешно отвергнуты. Первые два корабля («Дюгэ-Труэн» и «Ламотт-Пике») были заложены в Морском арсенале Бреста 14 апреля 1922 г., третий («Примоге») — в Лорианском Арсенале 18 апреля 1922 г., хотя реально их строительство началось на несколько месяцев позже.
Эти корабли оказались одними из лучших на службе, по крайней мере, в мирное время и в период их ограниченного участия в боевых действиях, когда отсутствие бортовой брони можно было не принимать в расчет. Крейсера на испытаниях развили скорость более 33 узлов, обладали высокой автономностью и мореходностью. Высокий борт в носовой части сделал их восприимчивыми к ветру. Вооружение крейсеров было вполне удовлетворительным, хотя из-за медленного заряжания огневая производительность была невысока.
После завершения постройки на квартердеке была установлена катапульта, на которой базировались 2 самолета: сначала Gourdou-Leseurre GL-812, затем GL-832. С середины 30-х гг. на «Дюгэ-Труэн» и «Примоге» находились самолеты Loire Nieuport 130. В 1942 г. на «Примоге» увеличили легкое зенитное вооружение на 2 25-мм автомата и 20 13,2-мм пулеметов. «Дюгэ-Труэн» в 1943 г. лишился торпедных аппаратов, взамен которых получил 15 одноствольных 20-мм автоматов Эрликон и 6 (3*2) 13,2 пулеметов. Тогда же с него сняли и катапульту. Остальные крейсера несли катапульту и авиационное вооружение до конца службы. Зенитное вооружение «Дюгэ-Труэна» менялось, и в 1944 г. состояло из 6 (3*2) 40-мм Бофорсов и 20 Эрликонов. Также был установлен радар. После войны изношенные во время обстрелов берега в Индокитае 155-мм орудия «Дюгэ-Труэна» были заменены такими же пушками, снятыми в 1943-1944 гг. с «Беарна». «Ламотт-Пике» во время войны практически не модернизировался.
«Дюгэ-Труэн» с 1936 г. служил учебным артиллерийским кораблем, пока в июне 1939 г. не был включен в состав 6-й дивизии крейсеров. Служба крейсера на начальном этапе войны проходила в патрулировании в Атлантике против торговых судов и рейдеров Оси. Единственным успехом крейсера был захват 16 октября 1939 г. 5889-тонного судна «Галле». В начале мая 1940 г. крейсер был переведен в Левант для действий против Додеканезских островов и в Адриатике, но в результате поражения Франции присоединился к соединению «Х» адмирала Годфруа в Александрии. «Дюгэ-Труэн» находился в демилитаризованном состоянии в Суэцком канале до соединения с силами союзников в июле 1943 г., после чего в течении первой половины 1944 г. использовался в качестве быстроходного войскового транспорта. Позже крейсер принимал участие в высадке на юге Франции, затем, до апреля 1945 г., обстреливал итальянское побережье в районе Генуи. После окончания войны «Дюгэ-Труэн» был переведен в воды Индокитая и до 1953 г. поддерживал действия армии против сил Вьет-Миня, обстреливая позиции последних.
«Ламотт-Пике» до 1933 г. служил флагманом 3-й легкой дивизии 2-й эскадры, первоначально базируясь на Брест. В 1935 г. крейсер был послан на Дальний Восток, где и находился в момент начала войны. Обязанности крейсера состояли в патрулировании в водах Индокитая, Южно-Китайского моря и Ост Индии в 1939-1940 гг. Однако увеличивавшаяся с ноября 1940 г. напряженность в отношениях с Таиландом привела к началу в следующем году конфликта, в котором самое деятельное участие приняли французские военно-морские силы. 17 января 1941 г. «Ламотт-Пике» с шлюпами «Amiral Charner», «Dumont d’Urville», «Marne», «Tahure» в бою у островов Ко-Чанг потопил два сиамских броненосца береговой обороны типа «Dhonburi» и три миноносца без потерь со своей стороны. В течение боя «Ламотт-Пике» выпустил более 450 снарядов и добился двух торпедных попаданий.
В дальнейшем операции крейсера, и французских морских сил на Дальнем Востоке вообще, свелись к нескольким малозначимым выходам. Крейсер в сентябре 1941 г. прошел докование в Осаке. В сентябре 1942 г. «Ламотт-Пике» был выведен в резерв в Сайгоне и использовался в качестве стационарного учебного корабля. 12 января 1945 г. корабль был потоплен американскими палубными самолетами оперативного соединения TF38.
«Примоге» начал службу с кругосветного путешествия, оставив Брест 20 апреля 1927 г., из которого возвратился 20 декабря. В течение следующих нескольких лет крейсер ежегодно по нескольку месяцев проводил в дальних плаваниях. 15 апреля крейсер прибыл на Дальний Восток, где оставался до отправки на ремонт во Францию, где 10 января 1936 г. он был поставлен в док. После переоборудования и испытаний «Примоге» снова перешел на Дальний Восток, куда прибыл в сентябре 1937 г. После начала войны «Примоге» вместе с тяжелым крейсером «Сюффрен» несколько раз патрулировал в Атлантике, участвовал в эскортировании конвоев. В марте 1940 г. крейсер базировался в Оране и выполнил много заданий, в том числе осмотр Канарских островов для препятствия судоходству стран Оси. 1 апреля 1940 г. «Примоге» прибыл в Порт де Франс в Вест-Индии, где заменил «Жанну д’Арк» и, по пути, выполнял различные операции против неприятельского судоходства. Было перехвачено пять торговых судов различных наций. После достижения Порт де Франса в апреле крейсер действовал в водах голландской Вест-Индии, где осмотрел около двадцати судов. После получения известия о поражении Голландии французский крейсер высадил силы для захвата голландских нефтепромыслов. 12 июня 1940 г. крейсер возвратился в Дакар и находился там во время английского нападения 7-8 июля. После перемирия «Примоге» вошел в состав вишистских сил в Марокко и участвовал в поддержке французских колоний, сохранивших верность Виши против сил Свободной Франции. 4 сентября крейсер вернулся в Дакар для укрепления его обороны, но вскоре после этого был выслан в Экваториальную Африку для эскортирования танкера, предназначенного для обеспечения 4-й дивизии крейсеров (типа «Ла Галиссоньер»). В заливе Бенин французское соединение было перехвачено английскими крейсерами «Корнуолл» и «Дели», после чего адмирал Буррагэ (флаг на крейсере «Жорж Лейг»), во избежание инцидентов, приказал «Примоге» возвратиться в Касабланку.
Испытывая нехватку топлива, «Примоге» оставался в Касабланке вплоть до операции «Торч» в ноябре 1942 г. В это время крейсер находился в ремонте, но, несмотря на это, 8 ноября 1942 г. вместе с 5 эсминцами вышел в море для противодействия флоту союзников, состоящему в этом районе из американских кораблей. Подавляющее превосходство американцев в силах сказалось — французские корабли были быстро выведены из строя, не причинив американцам никакого вреда. Тяжело поврежденный бомбами пикировщиков с авианосца «Рэйнджер» «Примоге», на котором было 45 убитых и более 200 раненых, выбросился на берег и горел всю ночь. Позднее восстановление разбитого остова было признано нецелесообразным, и крейсер был безвозвратно потерян.
Первые французские легкие крейсера отличались довольно мощным и рационально расположенным для своего времени вооружением, высокой скоростью, автономностью и мореходностью. Зенитная артиллерия для начала 20-х гг. была вполне достаточной, хотя те же англичане и японцы уже ставили на своих кораблях более мощные зенитные орудия — «про запас». Теперь немного о недостатках. Первый и главный из них — это отсутствие бортовой брони. Второй — относительно низкая скорострельность 155-м пушек, которая была ниже скорострельности орудий 150-152-мм калибра, бывших на вооружении других флотов. Недостатком следует признать и отсутствие сколько-нибудь значительных модернизаций, что, впрочем, вытекало из общей французской политики пацифизма и экономии. В ходе такой модернизации вполне можно было, по примеру англичан, установить, хотя бы короткий, броневой пояс. А в ходе войны крейсера типа «Дюгэ-Труэн» вполне могли бы неплохо проявить себя, особенно в океанских операциях против рейдеров. Но они разделили в целом бесславную судьбу большинства французского флота. На фоне этого «Ламотт-Пике» добился сомнительной победы, фактически в одиночку уничтожив ядро таиландского флота. Сомнительной потому, что его противник имел слабую боевую подготовку, а сиамские корабли не имели возможности маневрировать. «Дюгэ-Труэн» еще смог повоевать против Германии на завершающем этапе войны, а два других погибли от рук союзников.