на главную | морские сражения | фотографии | классификатор
| газета "красный офицер" | Видео онлайн |

Известно, что кораблям Второго Ударного Соединения, связанным навигационной аварией флагмана, потребовалось около получаса для того, чтобы начать движение на юг. Направь Олдендорф свои эсминцы в погоню за отступающими японцами сразу же после гибели "Ямасиро", вероятно, он смог бы записать на свой счет минимум два тяжелых оейсера. Однако американский адмирал не сумел оперативно среагировать на представившуюся ему возможность; по некоторым источникам Олдендорфу понадобилось это время для предупреждения своих торпедных катеров о вводе американских кораблей в пролив. С другой стороны, пауза, которую получил и в полной мере использовал вице-адмирал Сима, подтверждает наличие теоретической возможности отрыва от американцев линкора "Ямасиро", не настигни его две последние торпеды.
Между тем в 05:06 все корабли Второго Ударного Соединения уже следовали на юг. Вслед за ними хромали "Могами", "Сигурэ" и "Асагумо", причем последний все больше отставал из-за своей малой скорости.
Сима смог увести свои тяжелые крейсера и три из четырех остававшихся при нем эсминцев вначале в бухту Корон (о-ва Каламиан), а затем в Манилу. Этот переход не суждено было завершить "Сирануи". Когда 26-го числа корабли 16-й ДКР вели свой последний бой с американскими самолетами, кэптен Иноуэ Йосио, командир 18-го ДНЭМ, получил приказ следовать в район боя для помощи терпящим бедствие. Иноуэ вышел на "Сирануи" из бухты Корон и к утру 27 октября его корабль вел поиск в море Сибуян. В этот момент "Сирануи" обнаружили атаковали самолеты TF 77. Члены экипажа эсминца "Хаясимо" (из состава Центральной группы), разрушенногo в ходе отступления после боя у о. Самар и сидевшего неподалеку на мели у о. Семирара, впоследствии засвидетельствовали, что "Сирануи" на их глазах потопила вражеская авиация. Высланные к "Сирануи" спасательные команды не смогли найти ни одного моряка. В числе погибших оказались кэптен Иноуэ и командир эсминца лейтенант-коммандер Ара Тэисабуру. Поврежденный "Абукума" на сутки укрылся в бухте Дапитан на севере Минданао. Экипаж справился с пробоиной, но утром 27-го числа крейсер (кстати, ветеран рейда на Пирл-Харбор) у южного берега о. Негрос потопили американские армейские бомбардировщики.
"Сигурэ" 27 октября достиг Брунея, а вот "Асагумо" и "Могами" спастись не удалось. Первый потопили орудийным огнем корабли Олдендорфа, начавшие прочесывать пролив (время гибели 07:21, координаты 10° 04' N, 125° 21' Е). Американцы подобрали из воды и пленили три десятка человек с "Асагумо", в числе которых оказался и его командир коммандер Сибаяма Кадзуо.
На потопление "Могами" самолеты и корабли 7-го флота потратили целых полдня. В итоге крейсер в 13:07 затопили сами японцы (добит торпедой эсминца "Акэбоно" после снятия около 700 человек экипажа). Кстати, в 05:10 "Могами" проследовал мимо горящих частей линкора "Фусо". Крейсера Олдендорфа "Могами" не догнали и, достигнув южного выхода из пролива Суригао, обнаружили лишь обломки и пятна топлива на воде.
Крейсер "Нати" бросил якорь в Манильской бухте 28 октября, а 5 ноября погиб там же под ударами американской авиации. Еще через неделю под вражескими бомбами на дно бухты легли "Акэбоно" и "Хацухару", и только единственный из эсминцев Второго Ударного Соединения - "Хацусимо", имея на борту вице-адмирала Сима, вырвался из Манилы в Лингга 13 ноября. Таким образом, к завершению сражения за Филиппины из первоначального состава эскадр Сима и Нисимура в строю остались только "Асигара", "Хацусимо" и "Сигурэ".
Олдендорфу победа обошлась в один потопленный и несколько (3 или 4) поврежденных ТКА. Кроме катеров, сильно пострадал эсминец "Альберт В.Грант" (его экипаж потерял убитыми и ранеными 129 человек - львиная доля американских потерь в бою). Причем наибольшие повреждения последнему, вероятнее всего, нанес "дружественный" огонь.
Вице-адмирал Сима пережил свой флагман, оказавшись во время последнего боя "Нати" на берегу. Когда 10 ноября в Манилу пришел "Сигурэ", лейтенант-коммандер Нисино лично доложил вице-адмиралу и его штабу о ходе и результатах ночного боя в проливе Суригао. Так и родилась первая официальная японская версия, согласно которой Соединение "С" потеряло флагманский линкор в проливе в результате внутреннего взрыва, а однотипный "Фусо" - в бою с кораблями 7-го флота США. Детальный боевой отчет о последнем походе "Могами" появился лишь в декабре 1944 г., но в тот момент японским адмиралам было уже не до выяснения истинных обстоятельств последнего боя Нисимуры. Только возвращение в Японию из плена (уже после окончания войны) лейтенанта Идзаки и его товарищей стало толчком к воссозданию подлинной картины трагедии в проливе Суригао. Увы, верное изложение событий, появившись в качестве второй версии, так и не стало единственной (как было показано выше - вплоть до нашего времени).