Стремительный "Альбатрос"
на главную | морские сражения | фотографии | классификатор | газета "красный офицер" | Видео онлайн |
16.02.2009 г. | |
![]() 13 ноября 2007г, для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия», в Средиземное вышел корвет Военно-Морских Сил Украины «Луцьк» проекта 1124 типа «Альбатрос». …
Средиземное
море восьмидесятых годов прошлого века. Это море хорошо еще помнит
корабли этого проекта… Оно помнит то, как, рассекая прозрачную
голубизну ее вод, хищные противолодочные «Альбатросы» пытались поймать
в цель, скрывавшуюся в ее толще подводные лодки НАТО. И только
территориальные воды чужого государства вынуждали их отказываться от
дальнейших преследований…
Прошли годы – изменился Мир. Наше время. Более тридцати дней украинский «Альбатрос» под флагом североатлантического альянса осуществляет контроль на маршрутах интенсивного судоходства. Его цель - пресечения нелегальных морских перевозок оружия и боеприпасов, противодействие незаконным перемещениям людей и другой незаконной деятельности с использованием гражданских судов.
Конец 50-х, начало 60-х годов ХХ века оставил революционный след в
истории развития Военно-Морского флота. Появление в составе ВМФ США
подводных атомных ракетоносцев (ПЛАРБ) «George Washington» с
шестнадцатью ракетами UGM-27A системы «Polaris A-1», способных нанести
удары по стратегическим объектам СССР, вывело класс подводных лодок из
средств борьбы на морских коммуникациях в главную ударную силу. Теперь,
некогда второстепенный вид военно-морского флота- всего лишь одна
стратегическая подводная лодка, была способна стереть с лица земли
любого противника без участия других родов войск. Ответным, и вполне
адекватным, ходом Кремля, наряду с созданием собственных ПЛАРБ, была
создана система противодействия не столько ракетному оружию подводных
лодок, сколько обнаружение и уничтожение вражеских субмарин до момента
запуска межконтинентальных баллистических ракет.
Сложной системе противолодочной обороны (ПЛО) предусматривающей дальнюю (океанскую) – 3000 миль, ближнюю (морскую) – до 1200 миль и прибрежную зоны, потребовалось создание кораблей специального назначения – противолодочных кораблей. Так, для дальней зоны ПЛО в СССР в 60 – 80-е годы были созданы противолодочные крейсера типа «Москва» (пр.1123), большие противолодочные корабли (БПК) 1-го ранга проектов 1134 типа «Адмирал Зозуля», 1134Б типа «Николаев», БПК 2-го ранга проекта 61 типа «Комсомолец Украины». Корабли морской зоны были представлены кораблями проектов 1135 и 1135М типа «Бдительный», кораблями ПЛО проектов 159 и 35. В прибрежных или оперативных зонах военно-морских баз «работали» «противолодочники» проектов 201 и 204. Но наиболее удачными и самым массовыми противолодочными кораблями прибрежной зоны в советском флоте считались малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124 «Альбатрос».
«Горбатый» предшественник
История появления «Альбатросов» ведет свою «родословную» от создания для ВМФ СССР МПК проекта 204. Инновационность и в тоже время простота конструкторских решений, предложенная конструктором А.Кунаховичем (позднее его сменил М.Бобров) привела к созданию небольшого корабля с очень развитым противолодочным вооружением и мощной энергетической установкой. Корабли этого проекта, при своих небольших размерах (длина 58,3 м и ширина 8,1 м) и малом водоизмещении (551т) получились буквально «вооруженными до зубов». Две ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед и гидроакустическая станция кругового обзора «Геркулес-2М», входили в систему поиска и уничтожения подводных лодок. А одна двуствольная артиллерийская установку «АК-725» с дистанционным комплексом управления стрельбой «МР-103» была предназначена для обеспечения противовоздушной и противокорабельной обороны. С целью достижения высокой скорости хода на МПК была установлена двухвальная дизель-газотурбинная установка мощностью 395000л.с. Главная энергетическая установка отличалась оригинальной конструкцией: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы с соплами, в которые нагнетался воздух с помощью двух независимых газотурбокомпрессоров, тем самым, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов, а без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Впрочем, за выдающиеся скоростные характеристики морякам пришлось заплатить теснотой боевых постов, кубриков и кают, а также высокой шумностью и капризностью в эксплуатации энергетической установки. Нередкими были случаи, когда из-за выхода из строя ГЭУ малые противолодочные корабли проекта 204 теряли ход в открытом море, а ввиду сложности конструкции турбин, механики «двести четвертых» не в силах были произвести ремонт самостоятельно - корабли буквально приходилось вылавливать из морской пучины и буксировать на судоремонтные заводы. В дополнение к свом характеристикам, за свой весьма несвойственный кораблям силуэт, вызванный установкой больших воздухозаборников, как конструктивный элемент газотурбокомпрессоров, МПК получили прозвище «горбатых». Всего по проекту 204 судостроительными заводами Керчи, Хабаровска и Зеленадольска (Татарская АССР) в период с 1960 по 1968 гг. для ВМФ СССР было построено 64 корабля. Три МПК в 1975г. были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три пополнили корабельный состав ВМФ Румынии. Примечательный факт – уже к началу к 1991г. в ВМФ СССР не было не одного МПК проекта 204, тогда как в болгарском флоте, эксплуатация этих «старичков» продолжилась и в ХХIв. В начале 2000-х гг. болгарские МПК успели даже принять активное участие и международных учениях под эгидой НАТО.
Появление героя
На смену МПК проекта 204 в 1963-м году ЦКБ-340 (с 1966 года зеленодольское ПКБ) разработало эскизный проект малого противолодочного корабля проекта 1124 «Альбатрос». Основная задача, стоявшая перед главным конструктором проекта Юрием Никольским, было качественно улучшить характеристики МПК и придать ему как можно больше боевых возможностей. Необходимо было решить вопрос дальности обнаружения и способы уничтожения подводного противника (ГАС «Геркулес-2М» и 400-мм ТА стоявшие на МПК пр.204 явно не справлялась с этой задачей), усилить противовоздушную и противокорабельную оборону, решить вопрос по улучшению мореходности и обитаемости корабля при относительно небольшом увеличении водоизмещения проектируемого корабля. В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего МПК, чтобы добиться требуемой 35-узловой скорости хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, конструкторы предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Этот вариант проекта сочетал в себе преимущества остроскулых «катерных» и круглоскулых «корабельных» корпусов. Для улучшения мореходности в штормовых условиях надводная часть корпуса была уширена в носовой части за счет протяженной, занимающей всю ширину корпуса, носовой надстройки и седловатости верхней палубы. Корпус корабля получил верхнюю и нижнюю палубы, платформу, трюм и двойное дно. Одиннадцать водонепроницаемых переборок, доходящих до верхней палубы, разделили корпус корабля на двенадцать водонепроницаемых отсеков. МПК имел продольную систему набора с размером шпации 500 мм. Толщина наружной обшивки колебалась в пределах 6-8 мм, второе дно имело толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформы и главных переборок – 4мм. Бронирование на новом МПК не предусматривалось. Носовая надстройка «Альбатросов» стала занимать почти треть длины корпуса корабля. Для облегчения она была выполнена из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. При разработке проекта конструкторы уделили большое внимание вопросам обитаемости и предусмотрели систему круглогодичного кондиционирования воздуха в жилых, служебных помещениях и на боевых постах. Фок-мачта корабля была выполнена из АМГ- сплава сплошной, квадратного сечения. Небольшая треногая грот-мачта была размещена в передней части кормовой надстройки, также выполнена из АМГ- сплава толщиной 3-4 мм. В качестве ГЭУ была принята дизель-газотурбинная установка. Газотурбинная установка мощностью 18000 л.с. имела привод на средний вал (форсажный ход), а два дизеля мощностью по 10 000 л.с. обеспечивали ход бортовым винтам (экономический ход). Водоизмещение проекта 1124 по сравнению с проектом 204 увеличилась более чем в два раза и достигла 982 т. Численность экипажа МПК проекта 1124 по штатам 1974 года составляла 83 человека: 9 офицеров, 12 мичманов и 62 старшины и матросов срочной службы. Новый корабль отличался от своего «горбатого» предшественника наличием ЗРК самообороны «Оса-М», двумя сдвоенными поворотными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-1124, мощными гидроакустическими средствами: подкильной ГАС МГ-339Т «Шелонь», ГАС «Аргунь» и «Хоста». Корабль был способен принять на борт 18 мин или до 12-ти глубинных бомб типа «ББ-1» или «БПС». Неизменным от предшественника остались две РБУ-6000 и АК-725. Всего по проекту «Альбатрос» с 1979-го по 2006 гг. на стапелях четырех судостроительных заводов: Зеленодольского «Красный металлист», Хабаровского им. С.М.Кирова, Владивостокского и Киевского «Ленинська кузня» было построено 80 МПК в четырех сериях, имевших различия по составу вооружения и 17 пограничных кораблей для морских частей КГБ СССР. Несколько кораблей после распада достроены не были и разделаны на металл. На Западе «Альбатросы» получили условное обозначение «Grisha- class». По данным всемирно известного английского справочника «Jane,s Fighting ships» западные специалисты разделяли пять основных видов «гриш». МПК проекта 1124 – 1-я серия («Grisha-I»), или «чистые одиннадцать-двадцать четвертые» - как еще их называли отечественные специалисты, вооружались ЗРК «Оса-М», 2х12 РБУ-6000, 2х2 533-мм ТА и глубинные бомбы. МПК типа «Grisha-I» вооружались только одной двуствольной башенной артиллерийской установкой «АК-725». Управление стрельбой «АК-725» производилось с помощью РЛС «МР-103» («Барс») с максимальной дальностью обнаружения цели 40 км. РЛС размещалась на кормовой надстройке корабля. В качестве РЛС обнаружения воздушных и надводных целей на фок-мачте корабля была установлена РЛС «МР-302» («Рубка») с дальностью обнаружения целей: 98 км – воздушных и 25 км - морских. Основу гидроакустического вооружения первых двух серий МПК оснащались подкильной станцией «Аргунь» и опускаемой «Шелонь». Гидроакустическая станция «МГ-322» («Аргунь») была принята на вооружение в 1969г. и работала в режиме эхопеленгования. Дальность обнаружения подводной цели составляла 2-10 км при скоростях от 14 и 25 узлов. Гидроакустическая станция «МГ-339» («Шелонь») размещалась в кормовой надстройке и работала только в режиме «стоп» и могла обнаружить подводную цель на дистанции от 2-х до 50-ти км. Станция могла работать как в режиме эхопеленгования, так и в режиме шумопеленгования. Головным кораблем проекта 1124 стал «МПК-147», который вошел в состав ВМФ СССР 25.09.1967г. ПСКР проекта 1124П («Grisha-II») строились с 1972 по 1985 гг. для морских частей погранвойск КГБ СССР Зеленодольским ССЗ. Проект 1124П являл собой незначительную модификацию противолодочного "Альбатоса” и классифицировался как пограничный сторожевой корабль (ПСКР): вместо ЗРК "Оса-М” в носу была установлена вторая артустановка «АК-725», а для перевозки досмотровых групп в состав вооружения были включены 2 быстроходных катера. Численность экипажа снизилась до 78 человек при 8 офицерах. Также на Хабаровском ССЗ для Морских частей Погранвойск было построено 5 «альбатросов» проекта 1124М, который также обозначался как П1124. В отличие от кораблей проекта 1124П, они ничем не отличались от своих флотских собратьев, где на баке стоял ЗРК «Оса-М».
МПК проекта 1124 – 2-я серия («Grisha-III»). Фактически новый корабль
не получил нового проектного обозначения, но западные специалисты
увидевшие изменения в составе вооружения выделили новую советскую
разработку МПК, и к обозначению «Grisha» присвоили арабскую литеру III.
В состав вооружения МПК был введен принятый на вооружение в августе
1980г. новый шестиствольный артиллерийский комплекс «АК-630М»
стреляющий 30-мм снарядами с темпом в 4 – 5 тыс. выстрелов в минуту.
МПК проекта 1124М – 3-я серия («Grisha-IV») (литера М - «модернизированный»). Разработка проекта модернизированного малого противолодочного корабля по проекту 1124М началась в 1976 году. Вместо двухствольной 57-мм «АК-725» в состав вооружения была включена одноствольная 76-мм артиллерийская установка «АК-176». Данная серия МПК комплектовалась более мощной РЛС общего обнаружения «МР-320» («Топаз-2В») с дальностью обнаружения целей: 100 км – воздушных и 40 км – морских. Также, новый МПК вместо ГАС «Аргунь» получил новую ГАС «Платина» или «Платина-М» с дальностью обнаружения подводной цели до 15 км. МПК проекта 1124МУ – 4-я серия («Grisha-V») РЛС «МР-320» («Топаз-2В») была заменена на фазированную антенну «МР-755» («Фрегат-МА-1»), принятой на вооружение в 1982г. Новая станция, созданная на элементной базе 4-го поколения, отличается сложным сигналом при пониженной мощности излучения. Рабочий диапазон – 12 – 15 см, дальность действия – более 200 км. Результатом данной модернизации стал явный перегруз, и конструкторы были вынуждены снять одну РБУ-6000, хотя и это, впрочем, не помогло - стандартное водоизмещение проекта увеличилось на 10% и составило 1056 тонн. Численность матросов увеличилась на 3 человека. Помимо основных пяти классов «гриш», в составе ВМФ СССР, находились два опытовых корабля - «МПК-104» и «МПК-5». Экспериментальный корабль «МПК-104» (заводской №721), был переоборудован для испытаний зенитно-ракетного комплекса ближней обороны «Кинжал» по проекту 1124К, создававшийся в 80-е годы НПО «Альтаир» под руководством С.Фадеева для замены ЗРК «Оса-М». На «Альбатросе» вместо ЗРК «Оса» в носовой части корпуса установили три модуля по восемь ракет 9М 330-2 в транспортно-пусковых контейнерах, а в кормовой надстройке измененной формы была размещена стрельбовая станция экспериментального ЗРК. Корабельные испытания комплекса начались в 1982г. в Черном море. В ходе показательных стрельб, прошедших весной 1986г. по МПК-104, с береговых пусковых установок, были запущены 4 крылатые ракеты П-35. Все они были сбиты четырьмя ракетами ЗРК «Кинжал». В 1989г. ЗРК «Кинжал» был принят на вооружение, а сам опытовый корабль в 1998г. был списан и продан на металл. Второй опытный «Альбатрос» «МПК-5» использовался для испытаний противолодочного ракетного комплекса РПК-5 «Ливень». Помимо уничтожения вражеских торпед новый противолодочный комплекс легко поражал подводные лодки на удалении от 100 до 3000 метров. Сам комплекс был принят на вооружение в 1982г, а МПК после длительного отстоя в Феодосии в 1995г. был списан и сдан на слом и, как и его опытовый собрат «МПК-104» буксирами уведен в Турцию.
Опыт эксплуатации МПК в советский период
Первоначально планировалось, что МПК проекта 1124 будут проходить службу только на закрытых морских театрах: в Черном, Балтийском и Каспийском морях (МЧПВ КГБ СССР). Но получилось так, что проходить службу им пришлось и в холодном заполярье, и Тихом океане и в Средиземном море. Все четыре флота: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский, а также морские части погранвойск КГБ СССР, получили на вооружение быстроходные «альбатросы». За годы более чем двадцатилетней эксплуатации МПК полностью подтвердили свои боевые качества в поиске ПЛ противника. Проект 1124 оказался самыми массовым и очень удачными представителям среди кораблей своего класса. Для 1970-х – 1980-х гг. «Альбатросы» имели впечатляющие противолодочные возможности за счет применения двух гидроакустических станций. Именно эти небольшие корабли, с молниеносностью волчьих стай лихо гоняли как дизельные, так и атомные корабли стран НАТО. Об интенсивности боевых служб можно судить по информации записанных в исторических журналов хотя бы нескольких МПК Черноморского флота. Так с 8 мая по 9 июня 1973г, находясь на боевой службе в Средиземном море, «МПК-147» более 10 часов поддерживал контакт с американской АПЛ. 16 марта 1987г. корабельная поисковая ударная группа (КПУГ) в составе «МПК-52», «МПК-127» и «МПК-93» осуществляла поиск иностранных подводных лодок в Черном море. На третьи сутки в районе 3-х часов ночи гидроакустики «МПК-52» обнаружили подводную цель на дистанции 13 км. Контакт идентифицировали как иностранную ПЛ, так как советских субмарин в этом районе не было. В результате почти суточного преследования подводная лодка ВМС Турции была вынуждена всплыть, загнанная в собственные территориальные воды. ![]() После вступления в состав 5-й отдельной Балаклавский бригады сторожевых кораблей Западного ПО с 1981-го по 1989 гг. корабль находился в строю более 2000 дней, что составляет пять с половиной лет, из них на боевых службах – 1053 дня (около трех лет). В ходе пограничных рейдов было осмотрено 5459 судна и 5936 человек, 296 кораблей задержано, из них 14 – иностранные шхуны. ПСКР «Измаил» дважды – в марте 1986-го, и в феврале 1988 года – в состав кораблей КЧФ принимал участие в вытеснении из территориальных вод СССР отряд кораблей ВМС США крейсера «Yorktown» и эсминца «Caron». В апреле 1986г. по наведению радиотехнических частей КГБ КПУГ в составе ПСКР «Измаил», ПСКР–629 и ПСКР-105 выдвинулись в район мыса Тарханкут для поиска работавшего радиопередатчика иноземного производства. В 20-ти милях от Тарханкута КПУГ установил контакт с неопознанной подводной лодкой, и произвела противодиверсионное гранатометание. После этого совместно с авиацией КЧФ ПСКР на протяжении 22-х часов сопровождали неопознанную иностранную лодку. Как позднее выяснилось, нарушителем границы была турецкая подводная лодка «Ильдыр», которая на протяжении 25-ти дней находилась на боевой службе в территориальных водах СССР. В 1989г. около мыса Опук гидроакустики «Измаила» обнаружили шумы неопознанной подводной лодки. МПК «Комсомолец Армении (проект 1124М), пришедший на помощь, подтвердил контакт с иностранной ПЛ. Через два часа МПК «Киевский Комсомолец» и «Комсомолец Грузии» (оба пр. 1124М) вновь обнаружили в этом районе неопознанную подводную лодку и сопровождали ее до порта Эрегли. Но если во внутренних морях МПК проекта 1124 служили достойно, то в условиях океанского и даже средиземноморского театра «альбатросы» получились недостаточно удачными по бытовым условиям, малой автономности (по запасам провизии – 9 суток) и мореходными качествам, и к середине 80-х годов ХХ века назрел вопрос об их замене. Такими кораблями должны были стать сторожевые корабли проекта 11660 «Гепард» с полным водоизмещением 1930т, длинной 102,2м с различными вариантами многоцелевого вооружения. Но этим планам не суждено было сбыться по причине распада СССР и, в состав ВМФ Российской Федерации вступил лишь один СКР «Татарстан».
На службе ВМС Украины
![]() За 16 летнюю историю независимой Украины, национальные Военно-Морские Силы, в разное время, насчитывали в своем составе от одного - до пяти единиц МПК. Общее же количество корветов (так стали классифицироваться МПК в соответствии со стандартами ВМС стран НАТО) составляло шесть единиц, при этом всех серийных модификаций. Первым «альбатросом» ВМС Украины стал корвет «Луцьк» («Grisha-V») киевского завода «Ленинська кузня». 12 февраля 1994г. он вошел в состав ВМС Украины. Следующими стали пограничные СКР «Днепр» и «Измаил» («Grisha-II») (переименованы соответственно в «Вiннiца» и «Чернигiв») принятые из состава 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Пограничных войск Украины 19 января 1996г. После второго раздела кораблей Черноморского флота Российской Федерации ВМС Украины пополнились двумя «противолодочниками» – «МПК-52» («Grisha-I») и «МПК-43» («Grisha-III») получившие новые наименования «Сумы» и «Херсон». Шестым украинским «Альбатросом» стал корвет «Тернопiль» принятый в состав ВМС 16 января 2006г. По-разному сложилась судьба украинских «одиннадцать-двадцать четверок». Первыми из состава ВМС Украины были выведены «Сумы» и «Херсон» ввиду их преклонного возраста (1971 и 1975 гг. постройки соответственно), отсутствия денег на ремонт, запасных частей для корветов «Луцьк», «Вiннiца» «Чернигiв» и …строящегося «Тернопiля». ![]()
Следующим
покинул строй корвет «Чернигiв», правда уже под именем «Iзмаiл»,
передав в свою очередь свое имя морскому тральщику «Жовтi Води».
«Iзмаiл», как и его побратимы, пал заложником отсутствия финансирования
требующегося для ремонта. Но экипаж корабля до последнего момента
надеялся ввести свой корабль из «клинической смерти» и ввести в боевой
состав действующих сил ВМС Украины. Даже на «предсмертных» фотографиях
видно, что благодаря стараниям личного состава и старшего боцмана,
корабль выглядел чистым и ухоженным.
На сегодняшний день флот Украины располагает тремя «Альбатросами»: это корветы «Тернопiль», «Луцьк» и «Вiннiца». Корвет «Вiннiца»
Заводской №С-775. 23.12.1975г. заложен в эллинге ССЗ в Зеленодольске и
17.06.1976г. зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду
12.09.1976г. и вскоре переведен по внутренним водным системам на
Азовское море, а оттуда в Балаклаву для прохождения сдаточных
испытаний, приказом № КПЗУ 0195, от 24.12.1976г. вступил в строй и
вошел в состав 5-й отдельной Балаклавский бригады сторожевых кораблей
Морских частей КГБ СССР Западного ПО. Участвовал в охране границы,
экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского
полуострова в Черном море.
С 8.04.1977г. – находился в кампании в районе Черного моря от о.Змеиный до Керченского пролива. 1978г: 1.01 - 31.12 – в кампании в районе Черного моря от п.Одесса, до п.Новороссийск. 1979г: 10.07 - 31.12 - находился в кампании в районе Черного моря от м.Тарханкут, до п.Новороссийск. 1980г: 1.01 - 31.12 - в кампании в районе Черного моря от м.Тарханкут, до п.Очамчири. 1981г: январь – май – корабль находился в ремонте. Май – декабрь - находился в кампании в районе ЮБК. С 1.01 – 31.12 - в кампании в районе Черного моря. В июне 1992г. вошел в состав морских частей Украины, 26.11.1992г. исключен из состава Департамента Морских сил ФПС РФ. 19.01.1996г. передан в состав ВМС Украины, переклассифицирован в корвет и переименован в «Вiннiцу». После передачи корабля ВМСУ корвет «Вiнница» принимал участие во многих многонациональных учениях: «Кооператив партнер-96»- с 20.07- 28.07.96г., «Море-96» - с 31.07- 01.08.96г.(внешний рейд Севастополя, бухта Балаклава) «Классика-96» (порт Констанца) – с 30.08 – 10.09.96г., Совместный «Сбор-поход-98»- 15-17 апреля 1998г. «Сбор-поход-99». 20-22 апреля 1999г., «Фарватер мира-99». Апрель 2000г. – принимал участие в сбор-походе кораблей ВМСУ. 19.06 – 01.07.2000г. – участие в международных учениях «Кооператив партнер 2000» п.Одесса (Украина), «Бриз-2002», «Фарватер – Форпост-2002», «Блексифор-2003»- с 19- 22 августа, «Бриз – 2003», 22 – 23.04.2003 г. - участие в учениях «Фарватер мира 2003». В 2007г. – участия в учениях «Артерия 2007».
Корвет «Луцьк»
Заводской
№012. Заложен 26 декабря 1992г. на Киевском судостроительном заводе
"Ленинская Кузница". 22 мая 1993г. состоялся его спуск на воду. После
чего, с 14 по 16 ноября корвет, в сопровождении заводских буксиров был
переведен по Днепру в порт Николаев, откуда 21 ноября, после
окончательной проверки механизмов и готовности экипажа к выходу в море,
совершил самостоятельный переход в главную базу флота - порт
Севастополь. Переход корабля происходил в условиях сильного шторма. 30
декабря состоялось подписание акта о принятии МПК в состав
Военно-Морских сил Украины. 12 февраля 1994г., у причальной стенки
морского вокзала, при большом стечении гостей, жителей города,
представителей СМИ, в присутствии Министра Обороны Украины генерала
армии Александра Кузьмука и Киевского митрополита состоялось освещение
корабля и торжественная церемония поднятия Флага ВМС Украины. С этого
дня корвет "Луцьк” влился в учебно-боевую деятельность флота: июль
1994г. - смена бортового номера "400” на "U200”. Участие в
международных учениях "Си Бриз-94" (Болгария). Август 1995 года -
участие в международных учениях "Си Бриз-95" (Болгария). 20 –25
сентября 1995г. (г.Одесса) - корабль хозяин во время официального
визита итальянского эскадренного миноносца УРО «Франческо Лимберли». 1
августа 1996г. - участие в президентских учениях "Море-96". Январь
1997г. - выполнение первой в истории ВМСУ ракетной стрельбы. Апрель
1997г. - участие в совместном сбор-походе с отрядом кораблей ЧФ ВМФ
России. Июль 1997г. - участие в международных учениях
"Кооператив-партнер-97" (Болгария). Август 1997г. - участие в
международных учениях "Си-Бриз-97" (ВМБ Донузлав). Ноябрь 1997г. -
участие в совместном сбор-походе с отрядом кораблей ЧФ ВМФ России. В
1997 – 1998 гг. – прошел доковый ремонт. 1998г.: 15 – 17.04 - участие
корабля в совместном сбор-походе кораблей ВМСУ и ЧФ РФ (Черное море).
Июнь - участие в международных учениях «Кооператив-партнер-98»
(Румыния). Ноябрь – участие в международных учениях «Си-Бриз-98»
(Одесса). 1999г.: Апрель– сбор-поход. Август- участие в международных
учениях «Фарватер ми¬ра-99». Сентябрь - президентские учения
«Дуэль-99». 2000г.: Апрель - сбор-поход. 19 – 30.06 - участие в
международных уче¬ниях «Кооператив-партнер-2000» (Одесса). 14 – 28.07 –
участие в международных учениях «Бриз-2000» (Болгария). 16 – 24.09-
участие в международных учениях «Черноморское партнерство 2000»
(Турция). С сентября 2000 по май 2001г. корвет прошел средний ремонт в
г.Николаев. 2001г.: „Фарватер мира-2001”, Президентские учения
„Дуель-2001”. 2002г.: - „Си-Бриз-2002” (Одесса), сбор – поход. 2003г.:
22 – 23.04 – «Фарватер мира 2003». Июнь – июль - участие в
международных учениях «Кооператив-партнер-2003» и «Черноморское
партнерство 2003». 2004г.: 21 – 25.09 - принимал участие в сбор-походе
кораблей ВМС Украины. 04.05. – 07.05 – корабль-хозяин во время визита
корабля береговой охраны ВМС США «Тампо». 9 мая – участие в параде
кораблей приуроченного ко Дню Победы. 03.06 – 02.07 – принимал участие
в международных учениях «Cooperative partner 2004» (Болгария). 2005г.:
во время пребывания эсминца ВМС США DDG 72 «Махан» (типа "Arleigh
Burke”) производились совместные маневры в рамках «Процесса
планирования и подготовки сил к международной антитеррористической
операции «Active Endeavor». 20 – 23.08.2005г.: участие в учениях
«Реакция 2005». 27.12.2005г. – выход в море с корветом «Тернопiль»
проводимый в рамках программы приемо – сдаточных испытаний этого
корабля. 23-26.10.2007г. – контрольный выход в море (К-2). 13.11.2007г.
– вышел в море для участия в антитеррористической операции «Активные
усилия» в Средиземном море.
Девизом корабля являются слова «Отвага и мужество».
Корвет «Тернопiль»
Заводской
№ 013. Заложен в 23.04.1991г. Контракт на постройку корвета подписан МО
Украины с ООО «Ленинська кузня» в декабре 1992г.
Торжественный спуск корабля на воду производился 15.03.2002г. В церемонии принимали участие начальник Вооружения Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Александр Стеценко, заместитель государственного секретаря промышленной политики Украины Леонид Минин, заместитель главнокомандующего ВМС контр-адмирал Вячеслав Сычов, народные депутаты Украины, коллектив ССЗ «Ленiнська кузня». Среди гостей также были представители государственной власти Тернопольской области, которые стали шефами корабля. Дата передачи корабля флоту постоянно переносилась в связи с финансовыми проблемами. Первоначальный срок передачи корабля украинскому флоту - 2003г., но в июле 2004г. корвет все также находился на территории завода. С октябрь 2001 по конец 2004гг. – проходил процесс формирования экипажа корвета. 2005г: 7 сентября произведен повторный спуск корвета на воду. 22.09.- корвет в сопровождении заводского буксира миновал боновые заграждения и встал к СРЗ «Персей». (Севастополь). С октября 2005г. корабль начал осуществлять ходовые испытания. Председателем государственной комиссии по приему корабля в состав ВМС назначен первый заместитель командующего ВМС ВС Украины контр-адмирал Виктор Максимов, его первым заместителем стал начальник штаба эскадры разнородных сил к.1р. Виктор Заремба. 2006г: 16.02.- приказом министра обороны Украины №86 от 15.02.2006г. корабль введен в боевой состав ВМС ВС Украины. В 10.00 того же дня в присутствии министра обороны Украины, представителей ОАО «Ленинская кузня», Тернопольской государственной администрации на корвете поднят флаг ВМС ВС Украины. Сразу после вступления в состав отряда сил быстрого реагирования корвет «Тернопiль» дважды побывал в Средиземном море. Первый поход состоялся в конце 2006г. в качестве «ученика» - экипаж украинского корвета на практике проводил отработку тактических эпизодов, подобных тем, что осуществляются кораблями ВМС стран НАТО в рамках средиземноморской операции по выявлению и предотвращения террористических действий «Активные усилия». Во время проведения данного «тренинга» - «ориентирования в миссии» (Mission Oriented Training/MОТ) корабль – дебютант, с помощью мобильной тренинговой команды НАТО (на КРВ «Тернопiль» находились представители от американских, итальянских и испанских ВМС) проходил обучение. С целью обеспечения взаимно совместимой связи между украинским и итальянским кораблями, на борту «Тернопiля», была установлена система связи «SEMARCOM», и аппаратура освещения надводной обстановки, которая позволила обеспечить работу украинского корабля с международной системой автоматизированной идентификацией судов AIS (Automated Identification Sistem). Учебное плавание украинского корвета проходило в одном из районов вблизи острова Крит совместно с фрегатом итальянских ВМС «Команданте Чигала Фульгози». Целью данных тренировок было на практике осуществить взаимодействие между оперативными офицерами двух кораблей, а также тренировка на итальянском борту украинской досмотровой группы. Итоговая оценка, поставленная экипажу украинского корвета – «хорошо». В мае - июне 2007г. корвет «Тернопiль» уже в качестве полноправного члена операции находился на боевой службе в Средиземном море. Сегодня для Военно-Морских Сил Вооруженных сил Украины актуальным является вопрос скорейшего перевооружение флота, ведь средний возраст боевых кораблей действующего состава давно уже перевалил за отметку в 26 лет а, как известно пороговым для кораблей является отметка в 25 лет. Но этот показатель, очень усредненный, ведь есть и такие корабли которым уже «стукнул» третий десяток. Понимая сложившуюся ситуацию, с 1992г. по заказу министерства обороны Украины в различных проектных организациях стали разрабатывать несколько проектов кораблей класса «корвет». Как будет выглядеть этот корабль - покажет время. Хочется верить, что новые корабли станут достойными продолжателями традиций украинских «альбатросов»
Приложение
Тактико-технические характеристики корвета ВМС Украины «Луцьк» Водоизмещение полное- 1220 тонн, стандартное- 1056 тонн. Длина корпуса: 71,2м. Ширина корпуса: 10,15м. Высота от КВЛ до клотика- 23, 64м. Осадка: 3,72м (по обтекателю ГАС- 6,1м.). Двигательная установка: 1 газовая турбина «М-8-М» в 18000 л.с. Два главных дизеля «М-507А» по 10000 л.с. Установка трехвальная, комбинированная. Дизель-генераторы: 1 - ДГ-500, 1 - ДГ-300, 1 - ДГ-200. Скорость полного хода 31,5 узла, экономическая- 14,3 узла. Автономность 9 суток. Скорость оперативно-экономическая- 14 узлов с дальностью плавания 1940 миль. Дальность плавания полным ходом (27узлов) - 640 миль, экономическим (14узлов) - 2500 миль, 4000 миль – при скорости в 10 узлов. Мореходность неограниченна. Вооружение: Один корабельный носовой зенитно-ракетный комплекс самообороны «Оса-МА». Может применять¬ся как по воздушным, так и по надводным целям. Одна кормовая корабельная автоматическая артиллерийская установка «АК-176», калибра 76 мм. Одна скорострельная автоматическая 30-мм артиллерийская установка «АК-630М». Два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Одна двенадцатиствольная реактивная бомбометная установка «РБУ-6000» для поражения ПЛ и атакующих торпед противника. Комплекс пассивных помех «ПК-10». Корвет способен принять на борт 18 мин или до 12 глубинных бомб типа «ББ-1» или «БПС». Радиоэлектронное вооружение: «ФРЕГАТ-МА-1», ГАС «Платина-М» МР-755 "Топаз-2Б", РЛС управления огнем МПЗ-301 "База" (ЗРК), МР-123 "Вымпел" (АУ), система РЕБ "Бизань-4Б. Запасы: топливо - 130т.; масло - 10,5т.; питьевая вода - 27,2 т. Численность экипажа: 14 офицеров, 12 мичманов, 64 матроса. |