ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ
МАЛЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ   КОРАБЛИ  И  СУДА
ВООРУЖЕНИЕ   КОРАБЛЕЙ  И  СУДОВ
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ВООРУЖЕНИЕ АВИАЦИИ
ВООРУЖЕНИЕ БЕРЕГОВЫХ ВОЙСК
http://www.atrinaflot.narod.ru/images/fon_03.jpg
ПУБЛИКАЦИИ О КОРАБЛЯХ И ВМФ ГАЛЕРЕЯ ВИДЕО РАЗНОЕ
АРХИВ ОБНОВЛЕНИЙ ГЛОССАРИЙ ИСТОЧНИКИ ГОСТЕВАЯ E-mail


САЙТ «SaitSteo». БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И СУДА СССР И РОССИИ (1945-2010 гг.). КОРАБЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. МОРСКАЯ АВИАЦИЯ
БИТВА ЗА ОСТРОВ ИВОДЗИМА (ФОТОПОДБОРКА)
В материале использованы фотографии из книг, посвященных Второй Мировой войне и сети Интернет

Снимок острова Иводзима, 1945 г. Справа внизу видна тень от горы Сурибачи

Карта острова Иводзима с обозначениями японских укреплений и местами высадки десанта

Американские бомбардировщики B-24 «Liberator» над о.Иводзима. 15 декабря 1944 г.

Бомбардировка острова перед высадкой американских войск

Артиллерийская подготовка перед высадкой на остров. Слева виден крейсер CA-37 «Tuscaloosa»

Линкор BB-34 «New York» ведёт обстрел японских укреплений на о.Иводзима, 16 февраля 1945 г.

Остров Иводзима после налёта авианосной авиации ВМС США. К пляжу подходят десантно-высадочные средства морской пехоты, 19 февраля 1945 г.


Американский флот вторжения у бегегов о.Иводзима, февраль 1945 г.

Доступ к берегам Японии с севера защищали Курильские острова, которые по своим геологическим условиям и в связи с погодно-климатическими условиями не подходили для строительства крупных аэродромов. С юга цепь островов Волкано, Идзу и Бонин протянулись длинной цепью от Японии до Марианских островов; на юго-западе архипелаг Рюкю (Окинава) соединял Японию с Тайванем. Все эти острова, вместе взятые, составляли внутреннее кольцо обороны самой Японии.

Между тем, американские аэродромы на Марианских островах, где базировались тяжелые бомбардировщики дальнего действия, были слишком удалены от Страны Восходящего Солнца. Расстояние от аэродромов на островах Гуам, Тиниан и Сайпан до Японии составляло около 1500 миль (2780 км). Кроме того, бомбардировщикам приходилось лететь в обход сферы действия японских радарных станций. Таким образом, полет до цели и дорога домой составляли вместе около 3,5 тысяч миль (6480 км), поэтому самолеты не могли брать полный комплект авиабомб.

Еще одним фактором, ограничивавшим бомбовую нагрузку, являлась та высота (около 9 км), на которую следовало подниматься, чтобы избегать зенитного огня японской ПВО. Подъем тяжелых машин на такую высоту еще больше увеличивал расход топлива. Наконец, бомбометание с большой высоты отличалось низкой точностью. Все это, вместе взятое, делало сомнительной целесообразность подобных воздушных рейдов.

Следовательно, для продолжения наступления, союзникам требовались новые базы, расположенные недалеко от Японии. В этом плане выбор был невелик. Высадка на островах Рюкю до полного окончания боев на Филиппинах являлась слишком рискованной. В итоге, американский штаб рассматривал только острова в группах Волкано, Бонин, Идзу. Для строительства аэродрома подходили три острова.

Из них остров Хачидзё был расположен слишком близко к военно-морской базе противника Йокосука (менее 150 миль); остров Тичидзима не подходил для высадки десанта из-за труднодоступного берега, море вокруг которого было усеяно острыми скалами. Оставался только остров Иводзима (в группе островов Волкано), где находились 3 японских аэродрома. От него до Токио было 640 миль (1.185км).

Этот остров в форме удлиненного треугольника общей площадью 30 кв. км, направленный своим острым углом на юго-запад, являлся плоскогорьем, покрытым вулканической почвой («иво-дзима» – по-японски «серный остров», названный так за большое количество серы вулканического происхождения и соответсвующий специфический запах). Две возвышенности – гора Сурибачи и плоскогорье Мотояма – давали прекрасную возможность вести наблюдение за морскими просторами. Берега этого острова скалистые и высокие, но в южной части скалы расступались, образуя широкий песчаный пляж Футацунэ.

Остров Иводзима был хорошо укреплен. Юго-западный мыс представлял собой голую скалистую местность, в центральной части которой возвышалась гора Сурибачи. Он был оборудован бункерами и артиллерийскими батареями, соединенными между собой подземными переходами. Каждая батарея являлась как бы отдельной крепостью. Ее защищали несколько линий траншей с бетонными перекрытиями, позициями для пулеметов и малокалиберных орудий. На склонах горы Сурибачи были установлены минометы. Хорошо было укреплено и плоскогорье Мотояма. Оно террасами поднималось вверх, и на каждой такой ступени в скалы были врезаны артиллерийские позиции и пулеметные точки. Гарнизон острова в день высадки американского десанта составлял 22 тысячи человек.

Начало операции было назначено на 19 февраля 1945 г. Верховное командование осуществлял адмирал Спрюенс. Флот вторжения насчитывал 495 единиц (7 линкоров, 4 тяжелых крейсера, 11 эскортных авианосцев, 72 транспортных судна) под командованием вице-адмирала Тэрнера; корпусом морской пехоты (70 тысяч человек) командовал генерал Д. Смит.

Силы вторжения охраняли главные силы 5-го флота и «Task Force 58» в составе 16 авианосцев (1170 самолетов), 8 линкоров, 18 крейсеров, 79 эсминцев. Командовал 5-м флотом вице-адмирал Митшер. Все боевые действия происходили под общим руководством адмирала Ч. Нимица (войска генерала Д. Макартура продолжали бои на Филиппинах).

Уже с декабря 1944 г. остров Иводзима стал объектом почти ежедневных воздушных налетов, кроме того, его обстреливали крейсеры и эсминцы. Но для того, чтобы полностью разрушить мощные укрепления, необходимо было в течение длительного времени обстреливать их из самых тяжелых корабельных орудий.

За 3 дня до подхода флота вторжения (т.е. 16 февраля) американские линкоры BB-42 «Idaho», BB-43 «Tennessee», BB-36 «Nevada», BB-35 «Texas» и  BB-33 «Arkansas» обрушили на остров сотни тонн снарядов главного калибра. На следующий день обстрел повторился. Под его прикрытием тральщики, несмотря на сильный огонь японской артиллерии, расчистили подходы к берегу. Интенсивность огня противника показала, что обстрел берега без разведки конкретных целей малоэффективен. 18 февраля плотность орудийного огня возросла. Ночью к острову приблизились транспортные суда, с которых на машины-амфибии перешли 4 полка морской пехоты, предназначенные для штурма. Утром 19 февраля началась высадка на пляж Футацунэ, сопровождавшаяся обстрелом целей в глубине японской обороны.

Подразделения морской пехоты заняли широкую прибрежную полосу, практически не встретив сопротивления. Вскоре к берегу подошли десантные баржи, с которых стали съезжать танки, пушки и автомобили.

Японский гарнизон, укрывшись в бункерах и между скал, наблюдал за высадкой десанта, не выдавая своего присутствия. Только тогда, когда американские солдаты, увязая по колено в вулканическом песке, дошли до первой, расположенной амфитеатром террасы, защитники острова открыли сокрушительный огонь. Почти каждый снаряд попадал в цель, так как застигнутые врасплох десантники занимали площадь около 2 км.

Срочно требовалось расширить плацдарм. Ураганный огонь японцев полностью исключал возможность дальнейшего наступления. Разрешить критическую ситуацию помогли бронированные бульдозеры-тараны, которые сделали пролом в ближайшей террасе. Через него в наступление бросились десантники и сумели закрепиться на террасе.

По плану, к 14 часам на берег следовало уже выгрузить тяжелые орудия, однако сильный огонь противника не давал десантным баржам подойти к берегу. Несколько рот морской пехоты, сражаясь с японскими солдатами врукопашную, пробились к окраине аэродрома, в 1400 метрах от пляжа. К 16 часам в результате решительной атаки им удалось перерезать мыс у подножия горы Сурибачи. Удалось также выгрузить подкрепления и тяжелые орудия. Морская пехота окопалась и очистила от японских солдат подземные переходы на захваченной ею территории.

На четвертый день после начала десантной операции, несмотря на шквальный обстрел, который вели из пулеметов и минометов 1.200 японских солдат, засевших на склонах горы Сурибачи, американцам удалось взять эту гору. Из-за невозможности выбить противника из подземных коммуникаций и бетонных бункеров внутри горы, их входы и амбразуры просто взорвали, замуровав под землей находившихся там японских солдат.

Организованное сопротивление на острове прекратилось 17 марта, однако через 10 дней защитники острова устроили кровавый сюрприз для американцев. Ночью из подземелий вышел японский отряд численностью 200 человек, сеявший смерть и опустошения в лагере американских солдат.

Общие потери американцев в боях за остров Иводзима составили 28.649 человек, в том числе 4.917 убитыми и 23.732 ранеными. Потери японцев были 23.388 человек, из них 22.305 человек погибли, а 1.083 раненых попали в плен.

Чтобы обезопасить силы вторжения на острове Иводзима от атак японской авиации, оперативная группа «Task Force 58» вице-адмирала Митшера 16 февраля атаковала район города Токио, где в воздушных боях и на аэродромах уничтожила около 600 самолетов. Собственные потери составили 36 машин. Когда высадка на Иводзиме была в полном разгаре, палубная авиация этой группы переключилась на поддержку десантных подразделений.

21 февраля вице-адмирал Митшер повторил рейд на Токио. Плохая погода осложнила налет, но все же при небольших собственных потерях удалось уничтожить до 50 самолетов противника.

Во время боев за Иводзима, стоявшие на якоре корабли неоднократно подвергались налетам японской авиации. Самолеты противника потопили 14 кораблей и судов, в том числе эскортный авианосец CVE-95 «Bismarck Sea», на котором погибли 300 человек команды. Кроме того, вследствие атаки пяти летчиков-камикадзе получил серьезные повреждения авианосец CV-3 «Saratoga». Но возникший на нем сильный пожар удалось потушить и, несмотря на последующие разрушения, корабль удалось спасти.

Японское командование бросило всю имевшуюся у него авиацию в атаку на флот, стоявший возле острова. Но оно почему-то совсем не использовало подводные лодки, хотя стоявшие на якоре в течение всей операции суда и военные корабли представляли собой удобную цель для торпед субмарин.

Текст из книги: «Вторая Мировая война на море» (военно-историческая библиотека),
Минск, изд-во «Харвест», 2003 г.

Потери кораблей ВМС США, затонувших или
серьёзно повреждённых во время битвы за Ивоздиму

Дата потери Название корабля Причина потери кол-во
убитых
кол-во
раненых
17 февраля LCI(G)-438 огонь береговой артиллерии 0 4
  LCI(G)-441 огонь береговой артиллерии 7 21
  LCI(G)-449 огонь береговой артиллерии 21 18
  LCI(G)-450 огонь береговой артиллерии 0 6
  LCI(G)-457 огонь береговой артиллерии 1 20
  LCI(G)-466 огонь береговой артиллерии 5 19
  LCI(G)-469 огонь береговой артиллерии 0 70
  LCI(G)-473 огонь береговой артиллерии 0 31
  LCI(G)-474 огонь береговой артиллерии 3 18
18 февраля DE-69 «Blessman» авиационный удар 42 29
  DD-123 «Gamble» авиационный удар 5 9
20 февраля LSM-216 авиационный удар 0 0
21 февраля CVE-95 «Bismarck Sea» авиационный удар 119 99
  CV-3 «Saratoga» авиационный удар 123 192
  APA-157 «Napa» авиационный удар 0 0
25 февраля LCI(M)-760 огонь береговой артиллерии 0 2
28 февраля DD-513 «Terry» огонь береговой артиллерии 11 19
  AKA-91 «Whitley» авиационный удар 0 5

Линкор BB-42 «Idaho» у берегов о.Иводзима, февраль 1945 г.


Корабли ВМС США обстреливают остров. На переднем плане линкор BB-43 «Tennessee», февраль 1945 г.



Остров Иводзима под обстрелом


Тральщик YMS-362 у берегов о.Иводзима перед высадкой десанта, февраль 1945 г.




День высадки. Десантно-высадочные средства американцев пятью волнами направляются к пляжу о.Иводзима. Берег острова покрыт разрывами – перед вторжением была проведена очередная артподготовка с моря


Бои за остров – без линии фронта. Наступающие американцы были на земле, обороняющиеся японцы – под землёй


Артиллерийская поддержка войск во время боёв за остров



Пляж о.Иводзима, заполненный подбитой и повреждённой техникой после высадки американских войск




Для передвижения грузов с побережья в террасе с помощью бульдозеров делались импровизированные дороги, на которые настилалось полотнищевое покрытие «Runner Sleds» в виде матов и металлическое «Marston Matting», чтобы техника не увязала в песке


Разбитый японский пулемётный ДОТ из железобетона


Уничтоженная японская закрытая артиллерийская позиция, защищённая бетоном


Разбитая японская артиллерийская батарея на горе Сурибачи


Американские морпехи осматривают ахваченный японский 155-мм тяжёлый миномёт


Вид на гору Сурибачи с южной стороны о.Иводзима. На пляже видны разгружающиеся суда


Линкор BB-43 «Tennessee», принимавший участие в обстреле о.Иводзима


Линкор BB-33 «Arkansas», принимавший участие в обстреле о.Иводзима, перед переходом на Тихий океан


Эсминец ВМС США типа «Fletcher» обстреливает остров Иводзима, февраль 1945 г.


Американские крейсеры ведут обстрел горы Сурибачи, февраль 1945 г.


Эминцы и тральщики типа YMS тралят воды острова перед высадкой, 17 февраля 1945 г.


Линкор BB-42 «Idaho» обстреливает о.Иводзима. Справа от него виден тяжёлый крейсер CA-27 «Chester», февраль 1945 г.


Огонь японских миномётов накрывает прибрежную полосу


Момент высадки на Иводзиму. 19 февраля 1945 г.


Американская морская пехота идёт в атаку под обстрелом японцев. На заднем плане возвышается гора Сурибачи


Шквальный огонь защищавшихся на острове японцев буквально выкашивал американских солдат


Для высадки на пляж острова использовалось большое количество десантных плашкоутов. После выгрузки они уже не могли самостоятельно сняться с берега


Американский авианосец CV-3 «Saratoga», получивший во время операции на Иводзиме серьёзные повреждения от атак лётчиков-камикадзе



Взрыв эскортного авианосца CVE-95 «Bismarck Sea» после атаки камикадзе в ночь на 21-22 февраля 1945 г. Фото сделаны с авианосца CVE-82 «Saginaw Bay»


После боя за остров


Экипаж полугусеничной 75-мм самоходки на о.Иводзима после боёв


Взводный и доктор морской пехоты США просматривают захваченные японские медицинские документы. Март 1945 г.


Оказание медицинской помощи раненым


Артиллерийские корабли типа LCI(G) идут к острову для поддержки высаживающихся подрывников


Американский линкор обстреливает гору Сурибачи в упор, 19 февраля 1945 г.


Линкор BB-35 «Texas» в составе сил вторжения, февраль 1945 г.


Крейсеры CA-24 «Pensacola», CA-25 «Salt Lake City» и CA-35 «Indianapolis» ведут обстрел острова, 19 февраля 1945 г.


Линкор BB-36 «Nevada» обстреливает о.Иводзима, 19 февраля 1945 г.



Амфибии LVT с морской пехотой на пути к месту высадки


Морская пехота США окопалась на пляже под интенсивным огнём японцев


Подготовка к броску через побережье


Американский огнемётчик во время боя за остров


Вид на место высадки «RED Beach»


Плашкоут LSM у берега. Прибрежные волны захлёстывают корабль и смывают с берега грузы. На перднем плане видны квадратные маты покрытия «Runner Sleds»


Разгрузка плашкоутов LST на седьмой день высадки. На переднем плане видно металлическое покрытие «Marston Matting»


Место высадки «Beach YELLOW 2». Видны повреждённые машины-амфибии «DUKW» и «AMTRACK»


Американский палубный бомбардировщик «Avenger» пролетает над о.Иводзима. Внизу видны корабли флота вторжения ВМС США. Март 1945 г.


Подъём с воды гидросамолёта OS2U «Kingfisher» на линкор BB-35 «Texas» во время обстрела Иводзимы, 16 февраля 1945 г.


Вид на гору Сурибачи с места высадки «Beach GREEN»


Американский бомбардировщик B-29 «Superfortress» после аварийной посадки на остров. На заднем плане виден истребитель P-51 «Mustang», 10 марта 1945 г.



Линкор BB-55 «North Carolina» ведёт огневую поддержку десанта. 19-22 февраля 1945 г.


Крейсер CA-24 «Pensacola» горит после попадания снаряда японской береговой батареи, 17 февраля 1945 г.


Корабль LCI(G), повреждённый огнём японской береговой артиллерии. На переднем плане – стрелок, погибший за 40-мм орудием


Американский огнемётный танк «Sherman» уничтожает японские укрепления

                              
Главная страница