Доступ к
берегам Японии с севера защищали Курильские острова, которые по своим
геологическим условиям и в связи с погодно-климатическими условиями не
подходили для строительства крупных аэродромов. С юга цепь островов
Волкано, Идзу и Бонин протянулись длинной цепью от Японии до Марианских
островов; на юго-западе архипелаг Рюкю (Окинава) соединял Японию с
Тайванем. Все эти острова, вместе взятые, составляли внутреннее кольцо
обороны самой Японии.
Между тем,
американские аэродромы на Марианских островах, где базировались тяжелые
бомбардировщики дальнего действия, были слишком удалены от Страны
Восходящего Солнца. Расстояние от аэродромов на островах Гуам, Тиниан и
Сайпан до Японии составляло около 1500 миль (2780 км). Кроме того,
бомбардировщикам приходилось лететь в обход сферы действия японских
радарных станций. Таким образом, полет до цели и дорога домой составляли
вместе около 3,5 тысяч миль (6480 км), поэтому самолеты не могли брать
полный комплект авиабомб.
Еще одним
фактором, ограничивавшим бомбовую нагрузку, являлась та высота (около 9
км), на которую следовало подниматься, чтобы избегать зенитного огня
японской ПВО. Подъем тяжелых машин на такую высоту еще больше увеличивал
расход топлива. Наконец, бомбометание с большой высоты отличалось
низкой точностью. Все это, вместе взятое, делало сомнительной
целесообразность подобных воздушных рейдов.
Следовательно,
для продолжения наступления, союзникам требовались новые базы,
расположенные недалеко от Японии. В этом плане выбор был невелик.
Высадка на островах Рюкю до полного окончания боев на Филиппинах
являлась слишком рискованной. В итоге, американский штаб рассматривал
только острова в группах Волкано, Бонин, Идзу. Для строительства
аэродрома подходили три острова.
Из них остров
Хачидзё был расположен слишком близко к военно-морской базе противника
Йокосука (менее 150 миль); остров Тичидзима не подходил для высадки
десанта из-за труднодоступного берега, море вокруг которого было усеяно
острыми скалами. Оставался только остров Иводзима (в группе островов
Волкано), где находились 3 японских аэродрома. От него до Токио было 640
миль (1.185км).
Этот остров в
форме удлиненного треугольника общей площадью 30 кв. км, направленный
своим острым углом на юго-запад, являлся плоскогорьем, покрытым
вулканической почвой
(«иво-дзима» – по-японски «серный остров», названный так за большое
количество серы вулканического происхождения и соответсвующий
специфический запах). Две возвышенности – гора Сурибачи и плоскогорье
Мотояма – давали прекрасную возможность вести наблюдение за морскими
просторами. Берега этого острова скалистые и высокие, но в южной части
скалы расступались, образуя широкий песчаный пляж Футацунэ.
Остров Иводзима
был хорошо укреплен. Юго-западный мыс представлял собой голую скалистую
местность, в центральной части которой возвышалась гора Сурибачи. Он
был оборудован бункерами и артиллерийскими батареями, соединенными между
собой подземными переходами. Каждая батарея являлась как бы отдельной
крепостью. Ее защищали несколько линий траншей с бетонными перекрытиями,
позициями для пулеметов и малокалиберных орудий. На склонах горы
Сурибачи были установлены минометы. Хорошо было укреплено и плоскогорье
Мотояма. Оно террасами поднималось вверх, и на каждой такой ступени в
скалы были врезаны артиллерийские позиции и пулеметные точки. Гарнизон
острова в день высадки американского десанта составлял 22 тысячи
человек.
Начало операции
было назначено на 19 февраля 1945 г. Верховное командование осуществлял
адмирал Спрюенс. Флот вторжения насчитывал 495 единиц (7 линкоров, 4
тяжелых крейсера, 11 эскортных авианосцев, 72 транспортных судна) под
командованием вице-адмирала Тэрнера; корпусом морской пехоты (70 тысяч
человек) командовал генерал Д. Смит.
Силы вторжения
охраняли главные силы 5-го флота и «Task Force 58» в составе 16
авианосцев (1170 самолетов), 8 линкоров, 18 крейсеров, 79 эсминцев.
Командовал 5-м флотом вице-адмирал Митшер. Все боевые действия
происходили под общим руководством адмирала Ч. Нимица (войска генерала
Д. Макартура продолжали бои на Филиппинах).
Уже с декабря
1944 г. остров Иводзима стал объектом почти ежедневных воздушных
налетов, кроме того, его обстреливали крейсеры и эсминцы. Но для того,
чтобы полностью разрушить мощные укрепления, необходимо было в течение
длительного времени обстреливать их из самых тяжелых корабельных орудий.
За 3 дня до
подхода флота вторжения (т.е. 16 февраля) американские линкоры
BB-42 «Idaho», BB-43 «Tennessee», BB-36 «Nevada», BB-35 «Texas» и
BB-33 «Arkansas» обрушили на остров сотни тонн снарядов главного
калибра. На следующий день обстрел повторился. Под его прикрытием
тральщики, несмотря на сильный огонь японской артиллерии, расчистили
подходы к берегу. Интенсивность огня противника показала, что обстрел
берега без разведки конкретных целей малоэффективен. 18 февраля
плотность орудийного огня возросла. Ночью к острову приблизились
транспортные суда, с которых на машины-амфибии перешли 4 полка морской
пехоты, предназначенные для штурма. Утром 19 февраля началась высадка на
пляж Футацунэ, сопровождавшаяся обстрелом целей в глубине японской
обороны.
Подразделения
морской пехоты заняли широкую прибрежную полосу, практически не встретив
сопротивления. Вскоре к берегу подошли десантные баржи, с которых стали
съезжать танки, пушки и автомобили.
Японский
гарнизон, укрывшись в бункерах и между скал, наблюдал за высадкой
десанта, не выдавая своего присутствия. Только тогда, когда американские
солдаты, увязая по колено в вулканическом песке, дошли до первой,
расположенной амфитеатром террасы, защитники острова открыли
сокрушительный огонь. Почти каждый снаряд попадал в цель, так как
застигнутые врасплох десантники занимали площадь около 2 км.
Срочно
требовалось расширить плацдарм. Ураганный огонь японцев полностью
исключал возможность дальнейшего наступления. Разрешить критическую
ситуацию помогли бронированные бульдозеры-тараны, которые сделали пролом
в ближайшей террасе. Через него в наступление бросились десантники и
сумели закрепиться на террасе.
По плану, к 14
часам на берег следовало уже выгрузить тяжелые орудия, однако сильный
огонь противника не давал десантным баржам подойти к берегу. Несколько
рот морской пехоты, сражаясь с японскими солдатами врукопашную,
пробились к окраине аэродрома, в 1400 метрах от пляжа. К 16 часам в
результате решительной атаки им удалось перерезать мыс у подножия горы
Сурибачи. Удалось также выгрузить подкрепления и тяжелые орудия. Морская
пехота окопалась и очистила от японских солдат подземные переходы на
захваченной ею территории.
На четвертый
день после начала десантной операции, несмотря на шквальный обстрел,
который вели из пулеметов и минометов 1.200
японских солдат, засевших на склонах горы Сурибачи, американцам удалось
взять эту гору. Из-за невозможности выбить противника из подземных
коммуникаций и бетонных бункеров внутри горы, их входы и амбразуры
просто взорвали, замуровав под землей находившихся там японских солдат.
Организованное
сопротивление на острове прекратилось 17 марта, однако через 10 дней
защитники острова устроили кровавый сюрприз для американцев. Ночью из
подземелий вышел японский отряд численностью 200 человек, сеявший смерть
и опустошения в лагере американских солдат.
Общие потери
американцев в боях за остров Иводзима составили 28.649
человек, в том числе 4.917 убитыми и 23.732 ранеными. Потери японцев были 23.388
человек, из них 22.305 человек погибли, а 1.083 раненых попали в плен.
Чтобы
обезопасить силы вторжения на острове Иводзима от атак японской авиации,
оперативная группа «Task Force 58» вице-адмирала Митшера 16 февраля
атаковала район города Токио, где в воздушных боях и на аэродромах
уничтожила около 600 самолетов. Собственные потери составили 36 машин.
Когда высадка на Иводзиме была в полном разгаре, палубная авиация этой
группы переключилась на поддержку десантных подразделений.
21 февраля
вице-адмирал Митшер повторил рейд на Токио. Плохая погода осложнила
налет, но все же при небольших собственных потерях удалось уничтожить до
50 самолетов противника.
Во время боев
за Иводзима, стоявшие на якоре корабли неоднократно подвергались налетам
японской авиации. Самолеты противника потопили 14 кораблей и судов, в
том числе эскортный авианосец CVE-95 «Bismarck Sea», на котором погибли
300 человек команды. Кроме того, вследствие атаки пяти
летчиков-камикадзе получил серьезные повреждения авианосец CV-3
«Saratoga». Но возникший на нем сильный пожар удалось потушить и,
несмотря на последующие разрушения, корабль удалось спасти.
Японское
командование бросило всю имевшуюся у него авиацию в атаку на флот,
стоявший возле острова. Но оно почему-то совсем не использовало
подводные лодки, хотя стоявшие на якоре в течение всей операции суда и
военные корабли представляли собой удобную цель для торпед субмарин.
Текст
из книги: «Вторая Мировая война на море»
(военно-историческая библиотека),
Минск, изд-во «Харвест», 2003 г.
Потери
кораблей ВМС США, затонувших или
серьёзно повреждённых во
время битвы за Ивоздиму |
Дата потери |
Название корабля |
Причина потери |
кол-во
убитых |
кол-во
раненых |
17 февраля |
LCI(G)-438 |
огонь береговой артиллерии |
0 |
4 |
|
LCI(G)-441 |
огонь береговой артиллерии |
7 |
21 |
|
LCI(G)-449 |
огонь береговой артиллерии |
21 |
18 |
|
LCI(G)-450 |
огонь береговой артиллерии |
0 |
6 |
|
LCI(G)-457 |
огонь береговой артиллерии |
1 |
20 |
|
LCI(G)-466 |
огонь береговой артиллерии |
5 |
19 |
|
LCI(G)-469 |
огонь береговой артиллерии |
0 |
70 |
|
LCI(G)-473 |
огонь береговой артиллерии |
0 |
31 |
|
LCI(G)-474 |
огонь береговой артиллерии |
3 |
18 |
18 февраля |
DE-69 «Blessman» |
авиационный удар |
42 |
29 |
|
DD-123 «Gamble» |
авиационный удар |
5 |
9 |
20 февраля |
LSM-216 |
авиационный удар |
0 |
0 |
21 февраля |
CVE-95 «Bismarck Sea» |
авиационный удар |
119 |
99 |
|
CV-3 «Saratoga» |
авиационный удар |
123 |
192 |
|
APA-157 «Napa» |
авиационный удар |
0 |
0 |
25 февраля |
LCI(M)-760 |
огонь береговой артиллерии |
0 |
2 |
28 февраля |
DD-513 «Terry» |
огонь береговой артиллерии |
11 |
19 |
|
AKA-91 «Whitley» |
авиационный удар |
0 |
5 |
|