на главную | боевые
походы сражения | фотографии | классификатор
| газета "красный офицер" | Видео онлайн |
1. Хронология событий
В воскресенье 13 августа в 7.00 мск министр обороны Игорь Сергеев доложил
В 18.00 мск был осуществлен первый спуск батискафа к затонувшей подлодке, который оказался неудачным.
Первое официальное сообщение о том, что атомная подводная лодка "Курск" в результате аварии легла на грунт, поступило в СМИ утром 14 августа. В район происшествия прибыли корабли и спасательные суда. Руководство спасательной операцией было возложено на командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова.
Военные сообщили, что атомный ректор подлодки заглушен и радиационная обстановка в районе происшествия соответствует норме. Корпус субмарины обследовали с помощью специального аппарата. Было выяснено, что нос подлодки и рубка сильно повреждены.
Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал 14 августа распоряжение о создании комиссии по расследованию причин аварии атомной подлодки "Курск". Возглавил ее вице-премьер Илья Клебанов, его заместителем был назначен главком ВМФ, адмирал
Главком ВМФ
15 августа Великобритания, Франция и США выразили готовность оказать России любую посильную помощь в спасении экипажа подлодки.
Командующий ВМФ
Пресс-служба ВМФ сообщила, что на борту "Курска" находится 118 человек.
Спущенному с борта судна "Михаил Рудницкий" спасательному подводному снаряду, способному эвакуировать 16-20 человек за одно погружение, удалось приблизиться к "Курску", но состыковаться с подлодкой из-за подводных течений аппарат не смог.
Глава правительственной комиссии Илья Клебанов заявляет, что иностранной помощи в спасении экипажа "Курска" России не требуется.
16 августа продолжаются попытки состыковать спасательный аппарат с подлодкой, несмотря на тяжелые погодные условия.
Президент России
Москва запросила помощь Великобритании и Норвегии в спасении экипажа подлодки. На британской военной базе в порту Глазго начали готовить специальную подводную лодку для операции по спасению российских военных моряков.
Объявлено, что по уточненным данным запаса кислорода экипажу "Курска" хватит до 25 августа.
Все попытки пристыковать спасательные капсулы к лодке вновь остаются безрезультатными.
17 августа в Главном штабе ВМФ сообщили, что команда "Курска" перестала подавать акустические сигналы, которые ранее фиксировали спасатели.
Министр обороны Игорь Сергеев опровергает западные версии о том, что причиной аварии мог стать взрыв на борту подлодки.
К вечеру начальник пресс-центра ВМФ Игорь Дыгало оценил обстановку как "критическую".
18 августа ситуация на борту "Курска" оценивается уже как "закритическая". Как заявил
19 августа начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак заявил, что скорее всего на борту "Курска" в живых никого не осталось. Он заявил, что первоначальной причиной аварии подлодки явился сильный динамический удар. Среди возможных причин удара он назвал столкновение с каким-либо объектом, взрыв внутри отсека подводной лодки, а также столкновение с миной времен второй мировой войны.
В район аварии "Курска" прибыло норвежское судно "Норман Пайонир" с британской мини-подлодкой ЛР-5 на борту.
В ночь на 20 августа туда прибыло судно "Сивей Игл" с 12 норвежскими глубоководными водолазами. В течение дня они пытались открыть крышку аварийного люка, но безрезультатно.
Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен.
В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа".
Начальник пресс-службы Северного флота
Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен. В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа".
Начальник пресс-службы Северного флота
-РЕАЛЬНОСТЬ
последнего времени такова, что во многих громких делах виновным
удавалось уйти от ответа из-за ошибок следствия. Что вы можете сказать о
деле подводников "Курска"?
- Cамо по себе расследование было проведено на
высоком профессиональном уровне. Но выводы в постановлении о
прекращении уголовного дела сделаны неожиданные: когда читаешь - ждешь,
что в следующей строчке будет сделан вывод о совершении такими-то
преступления, предусмотренного статьей такой-то. Но этого нет. Выводы, с
моей точки зрения, не соответствуют обстоятельствам дела. Мне даже
показалось, что с определенного момента постановление стал писать кто-то
другой.
- Вопрос,
который волнует многих - было ли столкновение с иностранной лодкой?
- К сожалению, все было проще и потому -
страшнее. Причиной гибели послужила утечка окислителя торпедного топлива
- пироксида водорода, который воспламеняется на открытом воздухе.
Почему произошла утечка - конкретный ответ получить уже невозможно.
Выясняется, что торпеда хранилась, эксплуатировалась ненадлежащим
образом. У целого ряда комплектующих истек срок годности.
По технологии обслуживания эта торпеда резко
отличается от всех других. У нее принципиально иной двигатель. Основной
компонент топлива - керосин, в соединении с окислителем он дает очень
высокую температуру. У этой торпеды огромная дальность стрельбы -
порядка
Система контрольно-измерительных приборов
измеряет давление окислителя, но моряки "Курска" не могли толком ее
подключить - пришлось звать офицера с другой лодки. В свое время экипаж
обучали, как работать с этой торпедой, но наспех - в сокращенные вдвое
сроки, которые не позволили освоить ее надлежащим образом. В связи с
неготовностью моряков к учениям эту лодку не должны были выпускать в
море.
Взрыв произошел в 11.30 12 августа. В это же время на "Петре Великом", где находился командующий флотом, ощутили мощный гидравлический удар. Акустик доложил на мостик, что в таком-то направлении - пеленг 96 градусов - зафиксированы вспышка и взрыв. Что в этой ситуации должен был сделать руководитель учений? Вероятно, взять карту, произвести несложный расчет и убедиться, что это то место, где "Курск" входит в район учений. Согласитесь, что когда дома пахнет дымом, это настораживает.
Призыв не отчаиваться, заключающий записку Колесникова, звучит завещанием всем живущим.
- А
командование?
- Оно на это не отреагировало. "Курск"
стрельбу не произвел. Реакции никакой. "Курск" не вышел на связь. Полное
безразличие. И только в 23.30 корабль объявили аварийным. Как только о
взрыве, зафиксированном акустиками, сообщили руководителю
поисково-спасательных работ вице-адмиралу Бояркину, он проложил пеленг и
нашел лодку - за каких-то четыре часа.
- Почему высшие
командиры так себя повели? Они были деморализованы, поддались панике?
Казалось бы, они заинтересованы в том, чтобы спасти хотя бы часть людей?
- Трудно утверждать с уверенностью, но думаю,
что они проявили банальную небрежность - не предвидели наступление
последствий, хотя при необходимой предусмотрительности должны были и
могли их предвидеть. У них не укладывалось в голове, что "Курск" может
погибнуть - ведь это пять крейсеров "Аврора", лодка длиной больше
До начала учений поступила телеграмма
начальника штаба ВМФ Кравченко с требованием о включении в ордер учений
спасательных судов. А капитан самого крупного спасательного судна - где
находились спасательные аппараты - даже не знал об учениях.
Разгильдяйство преследовало пострадавших
постоянно - рано утром 14 августа аппарат "АС-34" не смог осуществить
посадку на комингс-площадку в связи с низкой плотностью электролита в
аккумуляторе.
А вечером волнение моря усилилось и работать
аппараты не смогли.
То, что люди жили в девятом отсеке очень
долго, совершенно очевидно. Имеются три записки, из которых видно, что
люди совершенно адекватно оценивали ситуацию. Кроме того, стуки
продолжались еще 14 августа. По ним проведена фоноскопическая
экспертиза, позволившая сделать вывод, что стучали металлом о металл,
что стучали с подводной лодки, и отдельные стуки идентифицируются как
сигналы SOS.
Сдержанный четкий почерк героев "Курска "лишает почвы утверждение властей о том,что взрыв поверг моряков в панику (записка офицера Садиленко написана на листке с выходными сведениями какой то книги).
Фото из материалов уголовного дела.
- Почему
же погибли люди?
- Следствие сделало вывод, что люди в 9-м
отсеке погибли от угарного газа. Хотя его смертельная доза в крови
составляет 60%, а у некоторых моряков этот показатель не превышал 40%.
Смерть последовала в результате пожара в 9-м отсеке, который возник
вследствие подтопления и попадания воды на патроны для регенерации
воздуха: в их составе содержится калий, воспламеняющийся при
соприкосновении с водой. Когда затопило лодку, когда возник пожар - это
выяснить не удалось.
- А нельзя ли с
точки зрения законов гидравлики установить, как быстро 9-й отсек мог
быть затоплен? Если известен диаметр трубы, можно ведь посчитать, как
быстро объем заполнился водой?
- К сожалению, в процессе резки
технологических отверстий были нарушены все магистрали, а именно через
них поступала вода. Кроме того, лодку продержали всю зиму на морозе: то,
что не было вырезано, - полопалось. Эксперты разводят руками. Но для
меня ясно, что прекращение стуков связано с пожаром, то есть он возник
14 августа. Больше стуков не было.
Перед экспертами был поставлен вопрос о
времени смерти, и главный судмедэксперт Министерства обороны Калкутин
дал заключение о том, что смерть подводников последовала в течение
первых 8 часов после взрыва.
- Начнем с
того, что в панике записок не пишут?
- Верно. Кроме того, посмотрите - ровный,
четкий, ясный почерк. Никакого малодушия. Конечно, это писали герои. Но
очевидно, что взрыв оказал на них совсем не такое влияние, которое дало
бы основания для выводов эксперта Калкутина.
Эксперта подводит ошибочный выбор точки
отсчета. Произошла авария 12-го числа, которая на тех, кто находился в
9-м отсеке, влияния не оказала. Не было травм. Стресс, конечно, был, но
он не приводит к смерти, тем более таких сильных людей, которые
оказались на лодке.
Предположим, что в 12 часов началась драка, и в
час дня кого-то ударили ножом. Он еще живет, двигается, пишет записки,
потом умирает. Скажите, что может интересовать следствие и эксперта?
Может ли его интересовать, сколько прожил человек с момента начала
драки?
- Как же это
соотносится с сигналами, которые подавали подводники?
- Их не отрицают, да и как бы они отрицали -
есть же вахтенные журналы! Но вывод сделан такой, что стуки производили
неизвестные лица из подводной части надводных кораблей. Но, во-первых,
надо указать, кто стучал - все корабли ведь на месте. Какой моряк станет
подавать сигналы SOS для собственного удовольствия, тем более когда под
ногами гибнут товарищи? Но дело даже не в этом - экспертиза однозначно
говорит, что стуки исходили из подводной лодки.
- На чем
основана такая уверенность?
- Любые звуки имеют еще и фон. На надводном
корабле фон - это жизнедеятельность самого корабля: работают котлы,
машины, люди. А здесь фон - только журчание воды (акустик выразился -
хлюпанье) и шипение воздуха.
- Если у
следствия нет желания это учитывать, можно ли его заставить - я имею в
виду, конечно, правовые средства.
- Я подал жалобу на постановление о
прекращении уголовного дела, в которой просил возобновить
предварительное следствие. Через 50 минут средства массовой информации
раструбили, что моя жалоба - а это толстенная папка! - изучена и
отклонена. Возник вопрос: что делать дальше? Совершенно ясно, что
подавать жалобу в военный суд крайне нежелательно. Поэтому весьма
удачно, что эксперты Министерства обороны сочли необходимым провести
пресс-конференцию, на которой не пожалели для меня помоев - я
некомпетентен, ничего не понимаю - и вдобавок бросили мне обвинение в
том, что я создаю себе имидж.
- Такие
обвинения не редкость, когда адвокат противостоит государству...
- И они дают веское основание для иска о
защите чести и достоинства. Я некомпетентен - в чем? Я передергиваю
факты - докажите. Один иск подан в Останкинский суд - по Пиманову,
программа "Человек и закон" - и заместителю главного военного прокурора
Пономаренко. Второй - в Пресненский суд - по экспертам Министерства
обороны.
- Почему
подводники не пытались выйти?
- По-видимому, они были обессилены - лейтмотив
записок: "будем пытаться всплывать, но вряд ли выдержим декомпрессию".
Они готовились к выходу - 19 человек имели снаряжение. Но в таких
случаях очень важен контакт со спасателями. А контакта не было. На них
просто не обратили внимания. Точно такое же безразличие мы наблюдаем и
сейчас.
- Оправданны ли
те силы, которые вы тратите, если шансы на обвинительный приговор
ничтожно малы?
- Мы делаем это для будущего. Пусть виновные
посмеиваются над тем, что все сходит им с рук. Так будет продолжаться не
всегда, если общество сделает из происшествия свои выводы.
Как написал в своей записке капитан-лейтенант
Колесников - отчаиваться не надо. Это не та часть, где он обращается к
родственникам. И не себя он подбадривал - это, по-видимому, был
несгибаемый человек при всей своей детской внешности. Он, как выражаются
юристы, говорил с неопределенным кругом лиц, иначе сказать, с
обществом.
Вы, наверное, обратили внимание, что одна из
записок - самая короткая - содержит всего несколько слов. Моряк ничего в
ней не пишет о температуре и давлении. Он говорит лишь: "Мы делали все
по инструкции" - и от командования, по-видимому, ожидал того же: уставы,
если их исполнять, полностью исключают подобный абсурд. Скрытый смысл
записки понятен: военный человек не станет упрекать командира: "Я
погибаю из-за твоей глупости и лени". Но он может констатировать: "Я
сделал все, что мог". Вы можете возразить, что это сказано для самого
себя - для человека долга это действительно много значит, это вселяет
мир в его душу, но раз моряк, умирая, счел нужным это записать, значит,
он хотел, чтобы все это знали: экипаж ждал положенного по инструкции
спасения, в котором было отказано. Загружать служебную переписку
проклятиями он не стал, но тем более грозно звучит невысказанное. Немое
обвинение самое тяжкое, прокуратура бессильна его отклонить, и самые
большие звезды на погонах, стулья с самой высокой спинкой от него не
спасают. А неопровергнутое обвинение общество - так уж заведено -
воспринимает как приговор.
Сводная
таблица записей вахтенных журналов крейсера "Петр Великий" | |||||
Время начала сигнала |
Время прекращения сигнала |
Пеленг |
Примечания | ||
час |
минут |
час |
минут |
|
|
12 августа | |||||
11 |
30 |
- |
- |
96 |
Вспышка, хлопок |
13 августа | |||||
02 |
28 |
02 |
28 |
281 |
Стуки под водой |
02 |
57 |
03 |
52 |
174 |
Серии однородных стуков |
04 |
03 |
04 |
28 |
117 |
Прослушиваются стуки |
05 |
05 |
05 |
08 |
237 |
Прослушиваются стуки |
05 |
27 |
- |
- |
80 |
Серии стуков |
08 |
17 |
- |
- |
276 |
Через шум прослушиваются стуки |
09 |
39 |
- |
- |
140 |
Стуки (1 продолжительный, 7 коротких) |
22 |
25 |
22 |
48 |
4,5 |
Прослушиваются стуки SOS |
14 августа | |||||
00 |
16 |
00 |
36 |
1,5 |
Прослушиваются стуки SOS |
02 |
05 |
05 |
22 |
4,5 |
Стуки SOS, тройные удары |
05 |
35 |
06 |
07 |
4,5 |
Прослушиваются стуки |
11 |
00 |
- |
- |
338 |
Дробь и одиночные стуки |
11 |
08 |
- |
- |
306 |
Стуки прекратились. Звук, похожий на хлюпанье, прекратился |